Блог | Второй Чернобыль. Как террористы уничтожают Донбасс
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В ближайшей перспективе оккупированному Донбассу грозит катастрофа, которая может превратить регион в ядовитое болото, пустошь, непригодную для жизни – второй Чернобыль. Бедственная ситуация с затоплением шахт на подконтрольных террористам территориях – настоящая бомба замедленного действия.
В чем причины экологической катастрофы, нависшей над Донбассом, – разбирался "Обозреватель".
Хаос и стагнация
В течение десятилетий Донбасс считался промышленным форпостом. Форсированная индустриализация региона еще в бытность СССР и активная хозяйственная деятельность уже во времена независимой Украины наложили заметный след на экологию области, ведь проблемы накапливались годами.
Но катализатором пагубных экологических процессов в регионе стал всеобщий хаос, созданный террористами "Л/ДНР".
Угольная промышленность Донбасса, которая была флагманом в мирные годы, переживает стагнацию. По словам вице-спикера Ирины Геращенко, на оккупированных территориях находится 115 украинских шахт – большая их часть закрыта.
Закрывались шахты из-за невозможности работать в условиях боевых действий. Еще часть заморозили после "национализации" украинских предприятий по причине ненадобности – добытый уголь уже попросту не было куда реализовывать.
На некоторых шахтах оборудование украдено и вывезено для продажи в РФ, другие подтоплены до критического предела, и там нужно немедленно откачать воду, иначе случится непоправимое.
Читайте: "Ядовитое болото": стали известны масштабы экологической катастрофы на Донбассе
Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш еще в начале мая констатировал, что уровень воды в затопленных шахтах на подконтрольной боевикам территории является критическим и почти достиг предельно допустимого. Водоотвод ведь дорогостоящий процесс, зачем оккупационным властям тратиться?
Согласно исследованию ОБСЕ, презентованного в конце ноября этого года, 36 шахт региона не подлежат дальнейшей эксплуатации из-за подтопления или полного затопления.
Дело в том, что в земле вместо добытых угля и породы образуются пустоты и полости, постоянно подмываемые грунтовыми водами. Поэтому из любой шахты требуется круглосуточно откачивать эту воду, не допуская размыва и проседания почвы. Размыв, особенно соляных шахт, может повлечь за собой оползень, провал, обрушение шахты и близлежащих построек, водопроводно-канализационных и газопроводных труб.
"Типичным примером является город Брянка Луганской области, где в результате закрытия шахт усилились процессы проседания земной поверхности, что привело к повреждению зданий и коммуникаций города. По прогнозам, площадь подтопления достигает 146 га", – рассказала "Обозревателю" председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
Более того, практически все шахты Донбасса соединены между собой. Они создают целую сеть, как и все подземные воды, пронизывающие почву. Поэтому если происходит затопление одной шахты, вода перетекает и в другие.
Исходя из исследования ОБСЕ, сейчас полностью не работает водоотвод на неподконтрольных Киеву территориях от Енакиево до Горловки, в районе Первомайска, частично в Донецке, Макеевке, Шахтерске, Торецке.
Читайте: "Пойдет поток воды": в Раде очертили масштаб экологической угрозы на Донбассе
"В пределах одного только Донецка площадь подтопленных земель составляет около 31% (5180 га) от общей площади города, Макеевки – 42% (1690 га). Не лучше выглядит ситуация и во многих других городах региона", – объяснила Тимочко.
Эксперты утверждают, что сейчас водоотлив в регионе составляет около 400–450 млн кубометров в год – половина от довоенных показателей.
Кроме того, угледобыча сопровождается выходом газа метана – легковоспламеняющегося, не имеющего цвета и запаха. Как раз метан является источником взрывов в шахтах. Во время подъема уровня шахтных вод взрывоопасный газ вместе с водой представляет потенциальную угрозу для многих зданий. Когда вода с метаном затапливает находящиеся рядом постройки, в частности замкнутые пространства вроде подвалов многоквартирных домов и нежилых зданий, то при плохой вентиляции газ может скапливаться и взрываться. Достаточно лишь черкнуть спичкой в таком помещении. И подобные случаи в последние годы случались.
Вторая проблема состоит в том, что подземные воды, проходя по тоннелям, в которых велась угледобыча, насыщались разнообразными частицами и примесями, солями. Но в результате затопления высоко минерализированные шахтные воды, загрязняя подземные и поверхностные водозаборы, попадают в воды речной сети. В том числе в речку Северский Донец, главную водную артерию региона. Она на 85% поит Донецкую и больше чем на треть Луганскую области.
Картина весьма тревожная: в очень близкой перспективе на Донбассе может возникнуть дефицит питьевой воды. Как заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак, уже сейчас свыше 80% источников питьевой воды на неконтролируемой территории потеряно.
Высокая минерализация – еще полбеды, но воды, протекающие в шахтах, содержат и опасные для здоровья элементы – тяжелые металлы, вредные соли и радиоактивные вещества. Они залегают в земле. Да и в шахтах добывали не только уголь, но и еще ряд элементов таблицы Менделеева. Разумеется, такая вода токсична для живых организмов. И в результате проседания почвы и затопления шахт она выходит на поверхность.
Читайте: Экологическая катастрофа на Донбассе: чем это грозит
Пример тому – шахта "Юнком", расположенная на территории, контролируемой боевиками, где в 1979 году советскими властями был произведен мощнейший ядерный взрыв якобы с целью дегазации шахты. После взрыва под землей образовалась капсула диаметром 29 м, заполненная водой с радиоактивными цезием и стронцием. Сейчас шахта подтоплена, что вызывает опасения экологов, поскольку радиоактивные вещества могут выкинуть на поверхность.
В индустриальной части Донбасса протекают две реки: Кальмиус, впадающая в Азовское море, и Северский Донец, впадающая в Дон, а Дон – в Азовское море. Как следствие – токсические воды попадут в бассейны рек, затем в море, где необычная экосистема и много образцов, занесенных в Червону книгу. И это, по оценке экологов, может привести к гибели уникальной флоры и фауны водоема.
Изменения заметили даже в России, где, по сообщениям российских экологов, в соседней с Донбассом Ростовской области уровень минерализации (содержания солей) в воде Северского Донца за три года вырос сразу в восемь раз.
К слову, в исследовании ОБСЕ, презентованном в конце ноября, говорится, что значительное превышение концентрации азота и фосфора зафиксированы в реках Кальмиус, Кальчик, Северский Донец, Клебан-Бык.
Читайте: Экология в Крыму: о чем молчат СМИ
"Систематическое превышение концентрации загрязняющих веществ в грунтах в районе проведения боевых действий было зафиксировано в 1,1-1,3 раза (ртути, ванадия, кадмия, нерадиоактивного стронция). В отдельных случаях превышение показателей достигало 17 раз", – показали результаты.
К чему еще может привести затопление? Из-за затопления шахт глубокозалегающая соленая вода выходит на поверхность, заболачивая и засаливая местность. То есть Донбасс может превратиться в болото.
Отдельную угрозу представляют хвостохранилища – отстойники, отгороженные от водных объектов дамбами, в которые сбрасывают токсичные отходы предприятия горнодобывающей, горно-обогатительной, металлургической, коксохимической и химической отраслей.
Читайте: Экологическая катастрофа на Донбассе: стали известны новые детали
"Последствия разрушения таких объектов во время боевых действий очевидны: токсичные отходы, которые попадут в реки, приведут к неминуемой экологической катастрофы. Она затронет не только Донбасс, но и соседние территории. В частности, хранилище радиоактивных отходов между поселком Пески и шахтой "Октябрьская", а также хранилища, содержащие ртутные отходы на шахте 2-бис в Горловке, где добывали сырье для производства ртути на Никитовском ртутном комбинате. Шахта пока находится в режиме сухой консервации", – рассказали во Всеукраинской экологической лиге.
В Минске на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) украинская сторона неоднократно поднимала вопрос о необходимости создание экспертной группы, которая вела наблюдения за состоянием окружающей среды на Донбассе. Однако боевики подобную инициативу, судя по всему, торпедируют.
Читайте: Экологическая катастрофа на Донбассе: стали известны новые детали
"Наши международные партнеры по "нормандскому формату" готовы содействовать экспертизе экологической ситуации на шахтах, проведении работ по откачиванию и восстановительных работ, делегировании на место экспертов. Но другая сторона не дает доступа экспертам – и это может закончиться очень серьезной экологической катастрофой", – заявляла в мае Ирина Геращенко.
Как утверждают во Всеукраинской экологической лиге, крайней необходимостью на сегодняшний день является разработка стратегии экологически ориентированного и социально-экономического восстановления восточного региона Украины. Эффективной может быть идея сбалансированного развития, предусматривающая гармоничное сочетание экологической, социальной и экономической составляющих.
В противном случае – больные точки на Донбассе станут общенациональной угрозой формирования на востоке Украины территорий, непригодных для безопасного проживания и устойчивого развития.
"Такая ситуация может спровоцировать появление "экологических беженцев" из Донбасса и прилегающих территорий и возникновение дополнительной масштабной социальной напряженности", – резюмировала Тимочко.