Блог | Забытые важные книги: пять книг о войне и боли
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В серии "Забытые важные книги" я буду делиться теми книгами, которые mustread к прочтению, но почему-то многие их забыли. Сегодня первая подборка — книги о войне.
Война — непростая тема. Хэмингуэй как-то точно сказал, что именно на войне человек проявляется по-настоящему и что 1 год жизни на войне стоит многих лет мирной жизни. Он сам много воевал, не пропустил ни одной войны и имеет право говорить об этом. Кстати, на фото на обложке молодой Хэмингуэй в госпитале в Милане после ранения в Первую Мировую войну.
В разговоре о романах о войне обычно вспоминают "Прощай оружие" Хэмингуэя и "На западном фронте без перемен" Ремарка. НУ и после школы все мы знаем "Войну и мир", тут даже в названии война.
Но сегодня я хочу поговорить про забытые книги, которые на мой взгляд даже более остро поднимают те же вопросы войны.
Читайте: Нет ничего прекраснее отцовства
Поехали
1. "Возвращение" Эрих Мария Ремарк
Роман Эриха Марии Ремарка, напечатанный в 1931 году. В нём рассказывается о жизни простых немецких солдат, вчерашних школьников, вернувшихся с войны.
Главный герой — обычный парень, который хочет жить спокойной и счастливой жизнью после войны и больше не может.
В романе встречаются герои из предыдущей книги Ремарка "На Западном фронте без перемен".
Роман был тепло встречен и разошелся тиражом 180 тысяч экземпляров. В будущем переведён на 25 языков.
Эта книга не так известна, как "На Западном Фронте…", но она стоит вашего внимания.
Я читал ее лет десять назад, еще будучи на первых курсах университета. До сих пор помню, как меня зацепила боль солдата, и его честный взгляд на реальную жизнь. Взгляд, в котором нет мещанства и оседлости.
Хочу перечитать ее снова.
2. "Фиеста. И восходит солнце" Эрнест Хэмингуэй
Книга непростая.
С одной стороны в ней автор рассказывает про поездку друзей на фиесту в Испанию, про рыбалку и будни в Париже. С другой — все они поломаны Первой мировой войной и в их разговорах, но больше в том, что они не говорят это чувствуется.
Читайте: Победить Северной Корее невозможно
Именно благодаря этой книге Хэмингуэй прославился и это первая книга, где он выработал свой стиль и знаменитый айсберг. "Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра". Это первый роман Хэмингуэя, до этого он писал только рассказы. И роман ему удался. Автор очень тщательно подходил к написанию каждой книги, но это одна из первых, тут молодецкий перфекционизм зашкаливал — начало книги "И восходит солнце" он переписал 17 раз.
Я перечитал "Фиесту" дважды первый раз лет восемь назад, второй раз недавно на украинском языке, вышел новый перевод. Больше всего запоминается удовольствие от жизни, которое могут испытывать только те, кто реально был на грани смерти и потому так любит жизнь. Герои книги гуляют по Парижу, пьют, едят, смеются, ругаются, мирятся. Потом едут на рыбалку и на бой быков в Испанию. И через всю книгу не оставляет тягостное ощущение, что они как задыхающийся человек ловит ртом воздух — пытаются поймать вкус жизни и не могут.
Ощущение после прочтения тягостное. Впрочем, война не та тема, после которой хочется веселиться.
3. "Дети Арбата" Анатолий Рыбаков
Это трилогия, начинается в начале тридцатых — заканчивается Второй Мировой Войной.
Начало книги как раз попадает на период, когда Сталин достиг пика власти и понемногу включает террор. История рассказывается через призму друзей, которые родились и выросли на Арбате. Судьба каждого с каждой страницей все дальше друг от друга, но тем не менее, это сильно притягивает интерес к книге.
Читайте: Революция в России: чем позже, тем страшнее будет взрыв
Всю книгу я читал и не мог разделаться с ощущением того, как же я счастлив, живя в 21 веке, имея горячий душ и возможность строить свою жизнь так, как вижу это я, а не партия.
Рыбаков сделал так, что я ночами не мог оторваться от книги. У него прекрасный слог и очень ясное умение держать интерес. Я прочитал первую книгу трилогии за 7 дней.
Книга встряхивает мышление и помогает разобраться со своим стилем.
"Дети Арбата", на мой взгляд, бриллиант в русскоязычной литературе 20 века.
4. "Смерть героя" Ричард Олдингтон
Олдингтон — не очень известный автор в русскоязычной среде.
И тем не менее, "Смерть героя" ставят в один ряд с "Прощай оружие" и "На западном фронте без перемен" по накалу и силе слога. К тому же книга вышла в один год с ними — 1929
Начинается книга с рассказа автора о сводке погибших в Первую мировую. Джордж Уинтерборн, молодой офицер английской армии погиб в последние дни войны. И затем клубок его жизни автор понемногу раскручивает. Рассказывает про пустую религиозность отца, про любовные похождения матери, а также про жену и любовницу.
Главный герой, Джордж Уинтерборн, запутавшись в личной жизни, ушёл в армию добровольцем. Он испытал на себе грубость унтер-офицеров, муштру в учебном батальоне. Физические лишения были велики, но ещё тяжелее были мучения нравственные: из среды, где превыше всего ставили духовные ценности, он попал в среду, где эти ценности презирали. Через некоторое время его в составе сапёрного батальона направили во Францию на германский фронт.
5. "Севастопольские рассказы" Лев Николаевич Толстой
Из "Севастопольскиз рассказов" родились все книги о войне конца 19 века и всего 20 века. И "Война и мир", и "Алый знак доблести" Крейна и "Прощай оружие", упоминавшееся ранее,
По сути — это цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.
Сам Толстой так реалистично смог передать трудности и ужасы войны прежде всего потому, что с ноября 1854 года по август 1855 года находился в Севастополе, участвовал в битвах.
Первый рассказ понравятся вам еще и тем, что он ведется от второго лица "Вы садитесь, вы выбираете". Это очень непривычный ход, но Толстому он удался.
Реализм Толстого зашкаливает, он так глубоко погружает вас в Севастополь 1850-х годов, что невозможно оторваться. Кроме него так умели делать только Флобер и Хэмингуэй, наверное.
Почитайте, вам понравится.