Ученые научились "читать" человеческие мысли: как им это удалось

Ученые научились 'читать' человеческие мысли: как им это удалось

Дистанционное чтение мыслей считается абсолютно фантастическим и недостижимым. Однако, похоже, ученые вплотную приблизились к этому.

Как пишет издание Live Sciene, недавнее исследование сумело достаточно точно установить, какая именно информация проходила через мозг его участников. Описание эксперимента было опубликовано в конце сентября, он еще не прошел научное рецензирование, но уже вызвал большой научный интерес.

Для "чтения мыслей" исследователи воспользовались методом функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Он не предполагает вживления в мозг подопытного электродов, как это делалось в более ранних исследованиях. Человека просто кладут в томограф и наблюдают за потоком насыщенной кислородом крови через мозг. Поскольку активным клеткам мозга требуется больше энергии и кислорода, это позволяет косвенно измерить активность органа.

Важно отметить, что активность мозга при этом фиксируется не напрямую – электрические сигналы, испускаемые его клетками, двигаются значительно быстрее потока крови. Но даже столь несовершенные косвенные свидетельства позволяют декодировать семантическое значение мнений людей. Конечно, это не дословный их "перевод", впрочем, из результатов достаточно подробно можно вычленить, о чем думал испытуемый.

Участие в испытаниях приняли одна женщина и двое мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый участник прослушал всего 16 часов разных подкастов и радиопередач за несколько сеансов в сканере. Затем команда загрузила эти сканы в компьютер, где алгоритм-декодер сравнил паттерны в аудио с паттернами в записанной активности мозга.

Этот алгоритм может создавать истории на основе полученных данных, и ученые утверждают, что полученные от него выводы "достаточно хорошо" совпадают с оригинальным сюжетом подкаста или радиопередачи. Иными словами, декодер мог сделать вывод, какую историю слушал каждый участник, основываясь на активности мозга человека.

Ошибки при этом случались. Например, алгоритм путался в местоимениях или иногда менял местами первое лицо с третьим. Тем не менее, его выводы были достаточно точными.

В дополнительных тестах алгоритм мог достаточно точно объяснить сюжет немого фильма, который участники смотрели, лежа в томографе. Он мог даже пересказать историю, которую участники представляли в своих головах. В долгосрочной перспективе исследовательская группа стремится разработать эту технологию, чтобы ее можно было использовать в интерфейсах мозг-компьютер, предназначенных для людей, которые не могут говорить или печатать.

Как писал OBOZREVATEL, ученые обнаружили 1000 генов, которые ответственны за отличия работы мозга у мужчин и женщин.