Всем своим видом претендуя на солидность и интеллигентность, до хрипоты защищая позицию ФФУ не только с высокой трибуны, но и на ветках различных футбольных форумов, он все равно подсознательно показывает свое настоящее нутро советского партноменклатурщика, которое с интеллигентностью не имеет ничего общего.
Прокурорское прошлое этого первого вице-президента ФФУ не спрячешь, оно так и лезет наружу. Имея в своем активе на посту заместителя прокурора города Харькова не одно расстрельное дело, наш герой и в футбол привнес соответствующие элементы. Поэтому реально пытается, как говаривали его подследственные, "отвечать за базар", а в его переводе – "отвечать своим реноме". Чувствуя себя в роли безнаказанно разделяющего и властвующего, он и футбольные законы рассматривает в первую очередь с позиции дышла. Которое, как известно, при большом желании поворачивается в любую сторону.
Вспомним, хотя бы, как этот персонаж попал в футбол. Не без помощи тогдашнего президента ФФУ совершил переворот в Харьковской областной федерации футбола, шантажом и подтасовками сместив с должности известного футболиста киевского "Динамо" и харьковского "Авангарда". Но уже вскорости новоиспеченный руководитель "отблагодарил" своего бывшего босса, активно пиная его и помогая ГМС дорваться до футбольной власти. Юридическим оформлением того беспредела, известного как выборы президента ФФУ, занимался именно он, впоследствии ставший первым вице-президентом федерации, правой рукой хозяина Дома футбола (не в обиду другому первому вице будет сказано).
Уникальность его еще и в том, что, как хамелеон, он не брезгует менять свою политическую окраску. Состоял в рядах КПСС, затем благополучно перебрался на передовые позиции СДПУ(о). Но как только у объединенных эсдеков почва начала уходить из-под ног, наш герой срочно переметнулся в некогда стройные ряды "Нашей Украины". Примечательно в этой связи, что, активно поддерживая в 2004 году одного кандидата на президентских выборах и не гнушавшись даже срыванием листовок и афиш с агитацией другого кандидата, после третьего тура президентских выборов он резко поменял окрас, примерив на свои хрупкие плечи помаранчевый шарфик. Смешно и печально, но это ему позволило стать заместителем главы Харьковской облгосадминистрации.
Интересно, на кого сейчас, во время очередного кризиса/передела нашей политической системы, поставит пронырливый первый вице-президент ФФУ? Его шеф по Харьковской области открыто поддержал одного из кандидатов в президенты. А если к власти придет другой кандидат? Опять оперативно срывать еще вчера удобную символику и из заначки доставать нужного цвета шарфик?
Но даже не это показательно. Многоопытный дока юриспруденции, заслуженный юрист Украины руководит не юридическим комитетом ФФУ, что было бы вполне логичным, а, вдумайтесь (!) спортивно-медицинским комитетом. И это специалист, который наверняка не отличит пирамидон от корвалола. Зачем это ему?
А все очень просто. Собака порылась, как говаривал незабвенный президент СССР, в этом месте потому, что под сенью спортивно-медицинского комитета находится контроль над допинг-пробами. Не имея ни соответствующего образования, ни надлежащей совести, юрист курирует сугубо специфический комитет, не имеющий ничего общего с юриспруденцией. Как он это делает – можно только догадываться. А вот для чего – ответ, как нам кажется, лежит на ладони: сегодня допинг-контроль – грозное и действенное оружие в борьбе против футбольных клубов. Подловили кого-то – и путем шантажа из пострадавшего можно вить веревки. Как уже неоднократно было. А кого-то можно и прикрыть. Как тоже уже случалось. Бывали, конечно, и проколы. В этой связи пример с футболистами столичной "Оболони" еще долго будет наглядным примером "плодотворной и эффективной" работы его ведомства.
Не менее "впечатляющей" выглядит и так называемая научная работа этого руководителя. Его подчиненные со знанием иностранных языков переводят на державну мову документы УЕФА и ФИФА, а первый вице-президент ФФУ, отвечающий за аттестацию футбольных клубов, весь этот переработанный материал трансформирует в собственную лицензионную программу. Критерии которой – явно завышены. И это - мягко говоря. Удавка в виде прохождения процедуры лицензирования держит клубы на коротком поводке. Примечательно, что на данный момент лишь несколько клубов элитного дивизиона полностью отвечают всем условиям этой программы. Более того, по оценочной шкале этого специалиста многие зарубежные клубы (и отнюдь не Восточной Европы) вряд ли смогут пройти такой профотбор. Но в то же время к соревнованиям допускаются и остальные коллективы ПЛ. Не говоря уже о командах первой и второй лиг, где положение вещей на порядок хуже. Стало быть, руководитель аттестационного комитета и все эти клубы, не отвечающие требованиям, находят взаимовыгодную возможность перепрыгнуть через существующую букву закона? Кстати, а за прохождение этой самой системы лицензирования футбольные клубы платят огромные деньги. Как, впрочем, и за обучение тренеров. Это и есть пресловутая забота и бескорыстная помощь нашего главного футбольного органа своим субъектам?
Хотя, с другой стороны, ждать на что-то другое не приходится. Как заявил однажды во всеуслышание наш герой, "даже травинка на футбольном поле принадлежит Федерации футбола". Вот в этом – он весь. Верный сторож национального футбола, который, по его же словам, и по ночам работает. И результаты такой работы соответствующие.
Тем не менее, за это он состоит на довольствии сразу в трех организациях – ФФУ, облгосадминистрации и местном клубе ПЛ.
Надеемся, получив эту информацию, настоящий полковник честной игры также задумается о законности этого факта и, может, проверит, как и в других случаях, является ли примерным налогоплательщиком наш многостаночник.
Или это не входит в планы главного специалиста по борьбе с футбольной коррупцией?
Будем вместе с вами внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Игорь САМОЙЛЕНКО