Ампутация мозга. Почему сокращение не спасет чемпионат Украины
В ожидании перехода крымских клубов в чемпионат России и сокращения украинской Премьер-лиги до 13 команд Сергей Болотников развенчивает популярный миф о том, что это пойдет на пользу УПЛ, и надо еще больше урезать число участников.
Было бы наивно полагать, что аннексия Крыма не скажется на украинском футболе. Можно, конечно, заклинать "футбол объединяет" и надеяться, что пронесет, уляжется, как-то договоримся. На самом деле, существование "Таврии" и "Севастополя" в чемпионате Украины бессмысленно и никому не нужно. Эти клубы уже пребывают на территории де-факто другого, более того, вражеского государства – туда не летают самолеты, там действуют другие законы, наши правоохранители не обеспечивают безопасность на полуострове, ее там, кажется, вообще никто не обеспечивает. Собственник одного крымского клуба – гражданин этой вражеской страны. Владелец другого арестован. А местные болельщики, судя по всему, хотят видеть свои команды в УПЛ так же "горячо", как себя в составе Украины.
Читайте: Дорого пожаловать. Что ждет крымские клубы в чемпионате России
"Севастополь" и "Таврия" вряд ли смогут даже провести в Крыму оставшиеся домашние матчи текущего чемпионата. И, если доживут до конца сезона, наверняка начнут переселение в российский чемпионат. Сейчас это кажется невозможным – ФФУ против, УЕФА и ФИФА вообще не знают, что делать, ведь такого прецедента еще не было. Но можно не сомневаться, что Россия найдет политическое решение. В крайнем случае, ничто не мешает избавиться от существующих клубов и создать аналогичные, только уже российские. Словом, все идет к тому, что летом в украинской Премьер-лиге действительно останется 13 команд.
Что делать в таком случае? Вылетает 13-я команда, а заходит четыре из Первой лиги – не по-спортивному, да и не наберется столько желающих. Снова никто не вылетает, а из Первой лиги переходит три команды – тоже маловероятно. В прошлом году, напомним, повыситься в классе смог только один клуб, хотя предлагали четырем. Пустить в УПЛ лишь одну команду, сократив число участников до 14 – несправедливо по отношению ко второй. Оптимальный, хотя и далеко неидеальный выход – оставить в следующем чемпионате 15 участников.
Ситуация тупиковая. И неудивительно, что снова появились разговоры о сокращении Премьер-лиги до 10-12 клубов. В любом случае, сделать это прямо сейчас не получится. Подобное решение летом можно принять, а само сокращение – только по итогам следующего сезона, то есть не раньше 2015 года. Все команды должны знать наперед, какие задачи им предстоит решать.
Но главное – не сроки, а сама идея сокращения. Почему 10? Не 14 или 8? Если таким образом повышать интригу и зрелищность, создавать условия для развития команд, тогда надо оставлять вообще четыре первые команды. Все остальное – полумеры. Так выдают желаемое за действительное. Президент мариупольского "Ильичевца" не перестанет сидеть в курточке "Шахтера" рядом с Ринатом Ахметовым, если в УПЛ останется 10 или 12 команд. Львовские "Карпаты" не откажутся от восьмерых игроков "Днепра". В бюджете луганской "Зари" не появятся миллионы долларов на футболистов топ-уровня. "Говерла" не обзаведется современным стадионом, а донецкий "Металлург" - болельщиками. Сокращение ради сокращения – не меньший тупик, чем существующий сейчас. Ничего не изменится, все проблемы просто спрячутся за ширмой топовых матчей.
Украинскому футболу, как и всей стране, нужны новые "правила игры". Пускай это прозвучит наивно, но клубы должны прекратить вражду по клановому признаку и создать эффективную Премьер-лигу, которая будет "продавать" наш чемпионат, а не обслуживать одну из сторон и ставить палки в колеса другой. Клубы-середняки должны выживать с помощью воспитания и продажи своих игроков, как это происходит по всему миру, а не работать на лидеров. Судьи должны судить, а не обслуживать интересы тех, кто находится при власти в ФФУ. Федерация должна заниматься развитием, прежде всего, футбола, а не карать и собирать дань с клубов. Всем клубам давно пора начать профессионально работать с болельщиками, которые в Европе обеспечивают большую часть доходов. И главное – аттестация клубов. Строгая и прозрачная. Ее не должны проходить команды с полуразваленными аренами, долгами и подозрительным капиталом. Тогда чемпионат сократится ровно настолько, насколько должен.