Сюмар: Украина может стать страной "золотого миллиарда". Россия – нет
21 ноября украинцы будут отмечать четвертую годовщину Майдана. В этот день, в 2013-ом, стартовала акция за европейский выбор, которая впоследствии переросла в Революцию Достоинства. Какие запросы Майдана остались без ответа, куда движется Украина и как изменилось информационное поле страны – об этом и не только "Обозреватель" беседовал с заместителем председателя фракции "Народный фронт" и главой парламентского комитета по вопросам свободы слова и информполитики Викторией Сюмар.
В первой части интервью читайте о коалиции, "деле рюкзаков", "Михомайдане" и грядущих выборах.
- Скоро будет четвертая годовщина Майдана, и время подводить итоги. Что не удалось?
- Надо признать, что много запросов Майдана не удалось реализовать. Во-первых, это справедливое правосудие. Первый студенческий Майдан был за геополитический выбор, а взрослый – в значительной степени за справедливость. Потому прежняя власть использовала силу государства, избив детей. Значит, должны реформировать силовые структуры так, чтобы они стояли на службе людей. Это был ключевой запрос – на безопасность и справедливость. И мне кажется, что мы с ним еще не справились.
Страница Виктории Сюмар в Facebook
С другой стороны, мы реформировали полицию, и это имело положительный эффект. Социология показывает, что доверие к новой полиции выше.
- Но уровень раскрытия преступлений...
- Да. Когда мы говорим о профессиональном уровне, то возвращаемся к вопросу люстрации. Потому что профессионального следователя нельзя "слепить" за несколько месяцев, как патрульного.
Читайте: Эксперимент начнется с Киева: Аваков анонсировал новую реформу в полиции
Но есть и более глубокие проблемы. Есть ли у нас сегодня избирательное правосудие? Да,есть.
Есть ли коррупционная составляющая в действиях правовых органов? Да. Прокуратура становится одной из ключевых рейдерских структур, в частности я имею в виду прокуратуры на местах. И в целом силовые структуры остаются инструментом коррупции. Это потоки.
- Беда еще и в том, что разрушена вертикаль: каждый сам себе начальник.
- 100%. Очень плохо, когда вертикали не работают. Когда на местах возникают региональные "князьки". Но политически мотивированная избирательность правосудия – не менее сложная проблема. И политические преследования – также проблема нашего времени.
Читайте: Немного "зрады", или О реформе дорожной полиции
- А МВД занимается политическими преследованиями?
- Даже функционально им это сложнее делать, потому что их задача – провести расследование и передать дело прокуратуре, которая его в суде представляет. А вот прокуратура или СБУ уже "обилечивают".
Фото ICTV
Ну и политика... СБУ, например, очень часто занимается прослушкой народных депутатов. Мне было очень интересно читать распечатки своих разговоров...
- Согласитесь, каждая выявленная незаконная запись общественных деятелей или депутатов при Януковиче порождала скандал. Тогда как сейчас это обычное дело...
- Да, сейчас это стало нормой. Мы даже в этом не сомневаемся. Между собой в Раде говорим, что надо минимизировать телефонные разговоры. Ресурсы украинских спецслужб расточаются на это, а тем временем погибает Амина Окуева, которая как раз должна быть под охраной и наблюдением. Параллельно нужно отслеживать многих людей, пересекающих пункты пропусков "ДНР" и "ЛНР". Взрывчатка и те, кто ее закладывает, явно попадают оттуда, потому что это самый простой путь. Донбасс – это фактически анклав, который при поддержке России становится базой для терроризма.
- Перейдем к информационной сфере. Как она изменилась после Революции Достоинства?
- Мы выполнили коалиционное соглашение в части реформирования информационной сферы. Она наконец стала украинской. Мы отрезали себя от российского информационного пространства. Российские звезды перестали быть кумирами. Мы создаем свою эстраду, свое информационное пространство, свой кинематограф.
И это действительно основа реального суверенитета. А суверенитет и сохранение страны – главный приоритет.
Читайте: Аудитория увеличилась: Кириленко назвал плюс квот на украинскую музыку
Отечественные политики должны осознать, что Украина является чрезвычайно ценной с точки зрения ресурсов. У нас есть плодородная земля, которая будет очень цениться в следующие 20 лет, есть питьевая вода, из-за дефицита которой мир уже страдает, и есть человеческий потенциал. Если мы защитим эти три базовых ресурса, Украина сможет занять место среди государств "золотого миллиарда", куда Россия уже не попадет ни при каких обстоятельствах.
Мы способны стать одним из ключевых государств в мире, который очень быстро меняется. Но перед нами будут стоять вызовы, связанные с демографическим кризисом, они уже есть. А после открытия границ будет серьезный отток интеллекта.
Поэтому должно быть комплексное видение реакции на вызовы. Например, мы начали работать над защитой интеллектуального продукта – законопроектом об авторских правах. Человек, который в Украине создает интеллектуальный продукт, должен знать, что получит денежные средства, которые будут защищены государством. И вообще нам надо перестать быть сырьевой державой и начать изготавливать добавленную стоимость.
- Но ключевые олигархи – это люди, которые вывозят сырье.
- Да. Самые богатые компании, которые работают на этом направлении, скупают все, грузят танкеры и отправляют. Окей, но давайте создавать и добавленную стоимость. Это развитие среднего класса. И без этого нам не перейти на новые ступени развития экономики. Рискуем увязнуть на примитивном олигархическом уровне.
- СМИ стали свободнее после последнего Майдана?
- СМИ так же зависимы от собственника. Нужен медиарынок, а это напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Мы много работаем над тем, чтобы этот медиарынок возник, но надо осознать: он появится тогда, когда многие СМИ просто исчезнут. Чем меньше игроков на рынке, тем более рентабельными медиа могут стать.
Страница Виктории Сюмар в Facebook
Это порочный круг: владельцы хотят иметь СМИ, чтобы торговаться за власть. И дотируют большое количество каналов и изданий. Далее зарабатывают на преференциях, которые выторговывают у власти в обмен на лояльность собственных СМИ. Этот коррупционный круг надо разорвать.
Читайте: Украинскую радиостанцию рекордно оштрафовали из-за языковых квот
Мы создаем общественное вещание, и, несмотря на весь скепсис, УТ-1 действительно начинает меняться. Если мы создадим хотя бы один телеканал, который будет мощным и независимым, это будет очень существенный шаг вперед.
- Мало создать хороший контент, телеканал надо еще и продвинуть. Сегодня в современных медиа процентов 70 – это дистрибуция...
- Я это понимаю. Знаете, когда мы отключим аналоговое вещание, то общественное потеряет единственное конкурентное преимущество – всеукраинское покрытие, и коллегам будет сложно. Надо сосредоточиться на продвижении через социальные сети. Лично я часто заменяю интернет-ресурсы соцсетями, потому что у меня есть подписка на главные интернет-издания, а Facebook реагирует на события значительно быстрее.
Читайте: "Райские бумаги" раскрыли финансовые связи Кремля с Facebook и Twitter
Кстати, очень важно заставить такие глобальные структуры, как Facebook, Google, YouTube, регистрироваться в Украине и платить здесь налоги, поскольку это огромный рынок.
- Британцы приняли закон, согласно которому все интернет-магазины, особенно крупные, должны регистрироваться в стране.
- Мы также над этим работаем, и это очень важно. А вот Германия ввела огромные штрафы за "язык ненависти" в Facebook. Когда вы видите что-то, что может побудить к ненависти, нажимаете на соответствующий флажок. И тогда Facebook должен снять эту информацию, а если он этого не делает, то выплачивает огромные штрафы. Но для внедрения аналогичной нормы в Украине нужно сделать представительство Facebook в нашей стране. Также Facebook должен платить налоги от собранной рекламы в Украине.
- Если бы это заявил представитель Госдумы РФ, то сразу бы возник скандал о цензуре в рунете.
- Нет. Мы просто просим их зарегистрироваться и платить налоги в Украине.
- Относительно языковых квот на телевидении есть опасения, что они приведут к оттоку аудитории. Что вы об этом думаете?
- Переходный период будет очень постепенным, чтобы люди привыкли. И только так запустим наш рынок. Мы не только что-то запрещаем, но и даем деньги на развитие, например, кино, сериалов.
- А вот НСЖУ переживает, что языковые квоты могут использовать для давления на телевидение...
- Я бы посоветовала НСЖУ апеллировать фактами, а не своими страхами. Штрафы за невыполнение законов Украины – это давление? Нет.
- За четыре года удалось вытеснить Россию из украинского информационного поля?
- Информационную сферу мы изменили коренным образом. Во-первых, в 2014 году вещали российские телеканалы, которым верила часть людей на Востоке и в Крыму. Транслировалась откровенная антиукраинская пропаганда, сейчас такого нет.
Читайте: РосСМИ "приписало" себе украинский город
Во-вторых, ранее в законе российские информационные продукты входили в европейские. Но мы сказали: нет, Россия не ратифицировала европейскую конвенцию, следовательно – это не европейский продукт. Так мы вытеснили с ТВ российские концерты, российские "кривые зеркала", программы.
- И вместо Лепса появился Винник. Сейчас самые популярные исполнители – группа "Грибы" и Винник.
- Публика всегда будет хотеть такой попсы. Это нормально для любого общества. Просто давайте создавать свое и не потреблять российское, которое постоянно поливает Украину идеологическим дерьмом.
То же самое с книгопечатанием. Останавливая тиражи российских книг, дали возможность развиваться украинским издателям.
- А какой там механизм?
- Очень простой: проводится экспертиза: если в произведениях содержится популяризация государства-агрессора, тираж останавливается на границе. А сейчас русская литература часто носит шовинистический характер. А вот, к примеру, научную литературу везти можно. Между тем украинское книгоиздание растет. Украинские авторы становятся все более известными в Европе.
Фото "Народного фронта"
Мы запустили кинопроизводство, в этом году вышло рекордное количество фильмов, которые наконец-то стали качественными. Это не высокое фестивальное творчество, которое понимали пятеро экспертов из Госкино, а массовый продукт. Например, та же "Сторожевая застава". Украинский язык слышим значительно чаще, и воспринимается он прекрасно.
- Что готовится на рынке наружной рекламы?
- Мы подготовили комитетский вариант законопроекта о наружной рекламе, предусматривающий существенное уменьшение рекламных плоскостей.
Там прописаны только четыре формы разрешенной наружной рекламы и четкие расстояния между ними. Основная дискуссия с представителями рекламной сферы ведется именно о расстоянии. Например, не менее 50 метров между билбордами среднего уровня, между крупными – 80-120 метров. Все остальное должно быть снесено органами местного самоуправления.
Читайте: Уберите это немедленно! Twitter запретил рекламу пропагандистов Кремля: Москва отыскала ответ
Процедура получения разрешения становится абсолютно прозрачной. Органы местного самоуправления должны разработать карту размещения внешней рекламы, которая бы не искажала вид города. Украинские города будут выглядеть как европейские, а не как Шанхай. То есть количество рекламных носителей уменьшится, цена их будет расти, но это будет честная и прозрачная регламентация.
- И когда ожидается принятие этого закона?
- Он уже внесен в парламент. В ближайшие сессионные недели.
- Еще была идея языковых квот в прессе. Есть подвижки?
- Мы решили пойти другим путем, разработав законопроект о моратории на повышение Укрпочтой цен на доставку украиноязычной прессы. То есть украиноязычные газеты Укрпочта будет направлять по меньшей стоимости, чем русскоязычные. Это должно стимулировать украиноязычную прессу.
- А язык рекламы надо регламентировать?
- Языком наружной рекламы должен быть украинский, это предусмотрено законопроектом. Но мы готовим изменения в закон, чтобы вся реклама была только на украинском языке. Я считаю, что нам нужно сделать украинский ведущим языком в сфере обслуживания. Потому что меня оскорбляет, когда я прилетаю в Украину, а пограничник мне говорит: "Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста".
- Как дела в Министерстве информационной политики?
- Существует, неплохой бюджет получает на следующий год.
- А эффективность?
- В последнее время вышли на ряд эффективных программ. В частности, строительство телевышек на востоке Украины. Начали с ними программу "Украинская книга". Стараемся создавать конкретные проекты. Знаю, что значительно моднее покритиковать, сказать, что никто ничего не делает. Но продуктивнее придумать проект, предложить его и успешно реализовать.
- Не известно, кто министром будет?
- Пока Юрий Стець остается. Я так понимаю. Это квота БПП.