УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Советы психолога: как Тимошенко лучше перенести заключение

Советы психолога: как Тимошенко лучше перенести заключение

Пошли пятые сутки, как Юлия Тимошенко обживает камеру в Лукьяновском СИЗО. Напомним, что в ней лидеру «Батькивщины» уже приходилось сидеть десять лет назад. Тогда она провела в Лукьяновке 42 суток. Сейчас камера изменилась: там сделан евроремонт, есть отдельный санузел, окно. При этом Юлия Владимировна сидит в ней не одна, свободное время от судебных заседаний, она коротает с двумя женщинами.

Находиться, увы, в СИЗО не самое приятное времяпрепровождение для любого человека – замкнутое пространство, постоянный стресс, оторванность от привычной среды обитания, оторванность от родных и близких. Так и недолго впасть в депрессию и апатию. Тимошенко же нужен боевой настрой, чтобы противостоять судебной машине, выдвинувшей против неё серьёзные обвинения.

В связи с этим «Обозреватель» обратился к психологу Ирине Синчаловой, управляющему партнёру компании «ВИЧЕ КОНСАЛТИНГ ГРУПП», с просьбой дать советы Юлии Владимировне, как лучше всего ей перенести заключение в Лукьяновском СИЗО.

Итак, слово госпоже Синчаловой: «Тюремное заключение с психологической точки зрения является социальной депривацией (лат. deprivatio — потеря, лишение). Это тяжёлое психологическое испытание для любого обычного человека, тем более для известного политика.

Вынужденная социальная изоляция, в которой оказалась Юлия Владимировна, опасна прежде всего тем, что существует серьёзная угроза несовпадения между её ценностными ожиданиями, другими словами амбициями и реальными возможностями – способностью действовать и достигать поставленных целей.

Внутренний конфликт, возникающий на этой почве, закономерно может привести к депрессии. В дальнейшем, если период социальной депривации имеет длительный временной характер, это приводит к полному переформатированию ценностей и поиску нового смысла существования.

Степень психологического сопротивления конкретного человека создавшейся ситуации зависит, конечно, от силы его духа и наличия цели, ради которой он будет преодолевать психологические трудности.

Сила духа у Юлии Владимировны есть. И высокая цель тоже. Но, не будем забывать, что мы все можем наблюдать только внешнюю оболочку, а не сам внутренний мир человека. А угрозы «ломки» психики именно в этом конкретном случае заключаются в том, что Тимошенко – человек действия. Активные действия, агрессия, стремление делать всё самостоятельно – это типичные защитные реакции Юлии Владимировны на критичные ситуации. Сейчас она этого лишена. Поэтому разочарование, тоска, фрустрация, страх быть отвергнутым и забытым являются реальными психологическими угрозами в создавшейся ситуации.

Поэтому есть несколько советов, как лучше всего перенести создавшуюся ситуацию:

1.Верить в поддержку команды и в то, что они смогут справиться с ситуацией без её личного участия – это, наверное, основной совет.

2. Сосредоточить основное внимание на планировании не своих личных действий, а действий своей команды как в настоящем, так и в будущем периоде.

3. Отказаться от агрессии на судебных заседаниях и перейти в рациональный ход ведения дискуссии.

4. Уйти от психологической роли постоянного борца с несправедливостью.

5. Прогнозировать позитивный исход дела и мысленно концентрироваться только на положительном результате».

Также Ирина Синчалова посоветовала Юлии Владимировне заниматься в камере аутотренингом, работой с аффирмациями, т.е. настраивать себя на положительные установки. «Оставаясь наедине с собой, нужно направлять свои мысли в противоположную сторону от этой ситуации, в разговорах с сокамерницей не анализировать причины и следствия возникшей ситуации несправедливости, так как психика не будет разгружаться и внутренний конфликт между ожидаемым и действительным может быть очень сильным».