Опрос: почему россияне не любят прибалтов, но завидуют им?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Близкий к немецким либералам берлинский Фонд имени Фридриха Науманна (Friedrich-Naumann-Stiftung) при содействии московского "Левада-центра" провел в России репрезентативный опрос об отношении россиян к Европе и Германии. Спрашивали их и о собственном мироощущении, о том, считают ли россияне себя европейцами, а Россию - европейской страной.
Однозначного ответа авторы исследования не получили. Результаты опроса свидетельствуют о весьма своеобразных и амбивалентных представлениях респондентов о себе и о Европе, пишет "Немецкая волна".
Россияне готовы к изоляции
В 2000-м году Владимир Путин стал президентом страны, 65 процентов жителей которой в будущем хотели бы видеть Россию членом Европейского Союза. До 2010 года сторонники такой перспективы для России оставались в большинстве. В 2004 году, например, все еще 59 процентов россиян выступали за то, чтобы последовать примеру Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, ставших тогда же членами Евросоюза. И даже долговой кризис еврозоны не сильно подорвал позиции российских сторонников евроинтеграции.
Перелом начался в 2012 году после повторного возвращения Путина в Кремль, сопровождавшегося массовой кампанией по дискредитации протестного движения ("пятая колонна", "национал-предатели", "иностранные агенты") и антизападной риторикой. А пика он достиг в 2014 году, когда из-за аннексии Крыма и российских действий по дестабилизации ситуации на востоке Украины отношения между ЕС и Россией резко ухудшились.
Тогда доля сторонников присоединения к ЕС упала до 16 процентов. Теперь, правда, она немного подросла - до 23 процентов. С точки зрения авторов исследования, подавляющее большинство, отвергающее идею присоединения к ЕС, свидетельствует о готовности россиян жить в изоляции.
Европа сильная, но слабая
О высокой эффективности пропаганды в государственных СМИ России свидетельствует тот факт, что ответственность за конфронтацию с Западом только мизерная доля жителей страны возлагает на генералитет и на руководство страны - соответственно, 1,4 и 2,9 процента. А вот роль объединенной Европы при этом оценивается крайне противоречиво.
С одной стороны, 42 процента россиян (относительное большинство) считают Евросоюз соперничающей с Россией сверхдержавой, важным игроком на мировой арене, конкурентом. С другой стороны, на уровне подсознания россияне отказывают объединенной Европе в самостоятельности, возможности влиять на мировые события.
В большинстве своем они видят в ЕС объект манипуляций, инструмент и марионетку Соединенных Штатов, на которые в восьми случаях из десяти возлагают основное бремя ответственности за ухудшение отношений России с Западом. Менее четверти - на саму Европу.
Возможно, таким "снисходительным" отношением к Европе объясняется и то обстоятельство, что более половины опрошенных не усматривают негативных последствий для России в случае дальнейшего свертывания экономических контактов с ЕС .
Не задумываются они, указывают авторы исследования, и о реальной цене, которую рано или поздно придется платить всей стране и ее жителям за авантюристическую политику Кремля на мировой арене. Большинство опрошенных воспринимают внешнеполитический курс президента Путина как "адекватный" ответ на "внешнюю угрозу". Это, считают в фонде Науманна, является признаком комплекса "осажденной крепости", комплекса неполноценности, дефицита самоуважения и веры в собственные силы.
Пятая часть россиян готова уехать в ЕС
67 процентов опрошенных уверены, что Россия находится во враждебном окружении, что никто не желает их родине добра. Самих же себя, напротив, 80 процентов считают людьми, не испытывающими враждебных чувств по отношению к европейским странам.
Примечательны в этой связи ответы применительно к Германии. Так, ее называют враждебной России только 14,8 процента опрошенных, а вот США - 78,1, Украину - 50,8, Литву - 36,6 процента. При этом доля россиян, которым немцы не нравятся, выше симпатизирующих им (35,1 и 31,1 процента соответственно). Почти половина россиян (45,5процента) считает, что сами они вызывают у немцев, скорее, отрицательные эмоции, и только 19,7 процента полагают, что положительные. То есть, в России полагают, что немцы относятся к россиянам хуже, чем россияне к ним.
При всем преимущественно негативном отношении к ЕС только треть россиян категорически исключают для себя вариант работы и жизни в одной из европейских стран. Более 20 процентов этого однозначно хотят, то есть, готовы эмигрировать хоть сейчас, остальные раздумывают. Самыми привлекательными в этом отношении странами они называют с большим отрывом Германию (27,9 процента), потом идут Франция (15), Италия (13), Великобритания (12) и Швеция (8 процентов).
Чем провинились страны Балтии?
Стабильно негативным остается мнение россиян о странах Балтии и бывших союзниках СССР в Восточной Европе, особенно, о Польше.
В массовом сознании их уход из российской сферы влияния - это больше, чем ослабление позиций России на мировой арене. "Он воспринимается как демонстративное оскорбление, - пишут авторы исследования, - скрывающее глубокую обиду и чувство зависти, вызванное тем, что эти страны отреклись от авторитарного и коррумпированного полицейского государства, которым, по мнению россиян, остается Россия".
Почти 40 процентов опрошенных в России называют Европу другой, "чуждой" цивилизацией с другими людьми и другими правилами поведения. Более 58 процентов сегодня не согласны с утверждением, что Россия является европейской страной, 32 процента согласны.
В 2008 году, когда президентом был Дмитрий Медведев, Россию видели частью европейский цивилизации еще 56 процентов россиян. Теперь же больше половины жителей РФ не считает для себя важными такие европейские ценности как свобода, демократия, правовая государственность и соблюдение прав человека.
По-настоящему важными эти ценности называют только восемь процентов россиян. "Скорее всего, - считают авторы исследования, - именно эта доля населения России разделяет моральные нормы и ценности гражданского общества и правового государства". При этом, констатируют ученые, никакого общественного влияния, а тем более политического эти люди не имеют.