УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Главный тормоз реформы - пациент

Главный тормоз реформы - пациент

В «Свободе слова» обсудили здоровье системы здравоохранения

Пока наши политики с головой погрузились в футбол, Андрей Куликов решил выловить на поверхность медицинскую тему. В футбол играют не так уж многие, а здоровье болельщиков стремительно ухудшается. За последнее десятилетие Украина стала одним из лидеров в мире по уровню смертности. К 30-му году нам грозят уменьшение населения чуть ли не до 30 млн. Так пациент еще жив или скорее мертв?

Эксперты отметили, что ни власть, ни медики не соображают, что медицина должна быть подчинена требованиям пациента, что реформа буксует, что с украинцами мало проводят разъяснительной работы, что медицинское сообщество чешется, но врачи хотят лечить по-человечески. Пока же такую реформу уместнее было бы проводить в ветеринарной сфере

53% зрителей посчитали, что для нас привычнее и милее бесплатная медицина.

Будьте здоровы! Это здорово!

Доложить об успехах реформ явилась Ирина Акимова. Она пожелала всем болеть лишь за футбольную команду… К сожалению, это из области мечты. Медицина – консервативная область, и потому с ней надо обходиться деликатно.

Бесплатной медицины не бывает, напомнила гостья, вопрос в том, откуда тянуть средства. Пока же мы и швыряемые государством миллионы используем неэффективно… Больничных коек у нас завались – в полтора раза больше, чем у наших западных соседей, а продолжительность жизни низкая… Акимова предложила уделить большее внимание профилактике, развивать семейную медицину.

Ирина Михайловна, как и принято, докладывала энергично, убедительно и самоотверженно. Чувствовалось, получи она эту самую медицину в руки – в кратчайшие сроки скрутит всех мздоимцев и даже повысит зарплаты медсестрам на 50 гривень…

Насущные лекарства малоимущим реально получать бесплатно, не сбавляла оборотов Акимова. Будем строить семейную медицину - станем реже вызывать «скорую помощь» и обращаться к специалистам. И врачам государство должно предложить стимул: больше вылечишь – больше получишь.

Будем больше прививать, больше выявлять, продолжала Акимова, заверяя, что деньги на надбавки у государства в кармане имеются…

Николай Полищук поблагодарил гостью за доклад и выразил надежду, что она не сломает на медицине ни шею, ни руку. Он поддержал борьбу с курением и напомнил, что Акимова почему-то не набросилась на курильщиков с кочергой. Полищук завалил гостью вопросами, так что разобраться было весьма непросто…

Что до курения, то Акимова подчеркивала, что запретами много не добьешься. Можно припомнить о других ядах – скажем, кофе и «Кока-Коле». Так все это разом запрещать? Европа применяет зонирование – для курящих и некурящих, вот и нам разумно в очередной раз последовать европейскому примеру.

Акимова вступилась за права курящих украинцев и напомнила, что плохо, когда государство принимает за них решения. А как вам штраф за пепельницу в ресторане в 10 тыс. грн?

Лечебные учреждения нам предстоит строить, заявила гостья, хоть по их числу мы опережаем европейских соседей, но по их качеству мы в печальном положении. И перинатальные центры мы станем запускать – это здорово!

Сопротивление реформам, конечно, есть, признала Акимова, но сопротивление сопротивлению рознь… Когда окунулись в очередные частности, ведущий прервал гостью, хотя она еще была на подъеме…

Что реформируем-то?

К микрофону вышел бывший министр Юрий Поляченко. Выглядел он не столь оптимистично, как его предшественница. Перинатальные центры можно было строить и без реформы, заявил он. А реформы тормозят из-за недостаточной информированности пациентов и врачей – многие просто не знают, что реформировать-то взялись.

Поляченко подчеркнул заслуги советской медицины – не стоит ее огульно вышвыривать на помойку. Медицина же должна быть государственно-страховой. И специалистов надо готовить. И для реформы семейных врачей надо откуда-то брать…

Речь экс-министра прервали Винницей, которая уже год работает в режиме пилотного проекта. Дородная девушка Лидия Диденко доложила о сложности процесса и помощи власти – люди почувствовали позитив. Куликову – вынь да положь - хотелось увеличения продолжительности жизни. С лечением инфаркта миокарда улучшения, перейдя на фальцет, заверила винницкая начальница здравоохранения и курортов…

Вспомнили о пациентах и профилактике. Не понимают люди, что им даст эта реформа, снова посетовал Поляченко. Нужен социальный диалог. Пока же финансирование идет по койкам… Поляченко в очередной раз признал, что рано подводить итоги реформы, поскольку врачи толком тоже и не кумекают, в чем ее суть…

Труден только первый шаг

Нам мешает то, что мы всех подозреваем, призналась замминистра Раиса Моисеенко и сурово предложила привлекать к ответственности. А средства ограничены, и сколько бы ты не перекладывал их из одного кармана в другой, они не увеличиваются. Моисеенко припомнила, что, оказывается, приходится швырять сумасшедшие бабки на лекарства из своего кармана.

С придыханием гостья поведала, что кардинально уменьшен уровень смертности. Это потрясающе! Но пациентам приходится раскошеливаться, и конца реформы люди не видят.

Юрист Наталья Коваль поприветствовала, что цель реформы – человек и его здоровье (хотелось бы представить что-то иное!), а Моисеенко заговорила о рычагах.

Защитник пациентов Виктор Сердюк припомнил о безалаберности и разгильдяйстве и потребовал решительности. Правительство делает шаги, заверила Моисеенко… Разговор все больше напоминал беседу инопланетян, прилетевших в Украину, прогулявшихся по Банковской и Институтской и не заглядывавших ни в одну больницу…

Надо пройти первый этап, в финале заметила Моисеенко.

Дебилы наводнили медицину

Бесплатной медицинской помощи не существует, признал психиатр и правозащитник Семен Глузман. Украинцы же – нормальный европейский народ и должен получать информацию. Мы же опаздываем на 20 лет, а социальной политики у нас нет и сегодня.

Чтобы ускорить реформу, надо запретить нашим правителям и их семьям лечиться за рубежом, предложил Глузман. Нужно говорить о ведомственной медицине. И пора задуматься о качествах тех, кто готовит медицинских работников.

В прежние времена в каждом коллективе профессоров на десяток нормальных людей насчитывалось один-два дебила, припомнил Глузман. Нынче дебилов стало большинство. Как в таких условиях проводить реформу?

Надо не запрещать, а разрешать, взвилась Акимова. Привозить специалистов из-за рубежа? – поинтересовался Куликов. Оплачивать их из областного бюджета, пояснила Акимова. А врачей будем возить на тренинги в Германию…

Как налогоплательщик, я имею права что-то запрещать, заметил Глузман. Он рассказал, как умеют экономить деньги в Великобритании. Нам же для начала нужно научиться говорить правду. Ни врачи, ни пациенты не понимают, что с ними собираются делать. На одних перинатальных центрах далеко не уедешь. При этом закрывая психиатрические лечебницы и выпуская сумасшедших бегать по улицам…

Эксперты выразили надежду, заметили, что мы нуждаемся в мыслящих управленцах, что главные тормоза – непонимание и пациент, снова выразили надежду, подчеркнули, что все зависит от нас самих…