Заместитель главы КГГА Александр Мазурчак отвечает за вопросы жилищно-коммунального хозяйства. "КИЯНИ" обратились к нему с просьбой рассказать о том, каково состояние тепловых коммуникаций города и как функционирует сфера утилизации мусора.
Как вы прокомментируете то, что после трагедии на Дубровицкой 120 км труб, проложенных в 70-е называют опасными для жизни и здоровья?
У нас тысячи километров труб, которые подлежат замене. В 70-е годы был применен метод битумно-перлитный метод прокладки труб. И сегодня используется метод, называется предварительно утепленные трубы. Тогда это был передовой метод прокладки. Но у нас в городе есть пещаные грунты, например, на Оболони. Некачественная сварка или со временем была повреждена труба, то из повреждения выходит вода и если есть куда этому грунту уйти, то он вымывается, как это и было во время аварии на Дубровицкой.
Рядом был подвал. И в этот подвал часть грунта было вымыто. Получилось пустота в 5-6 кубометров. То есть 5-6 тонн грунта ушло из под тротуара. И вот таких труб у нас проложено 120 км, и нужно исследовать все участки прокладки этих труб, что бы не было в дальнейшем подобных ситуаций. Если мы говорим в целом о системе обеспечения теплом, то масштабы необходимой замены труб в сотни раз больше.
В "Киевэнерго" говорят, что город не меняет трубы, а должен. Им не хватает для этого денег?
Город уже дал им 1,5 млрд гривен и разницу в тарифе и стоимости услуги покрыл. Сегодня идет оформление еще на 500 миллионов. То есть 2 млрд на протяжении одного года. Мы закрываем им стоимость тарифов. Закрываем полностью. За счет Мирового Банка были закуплены 40 километров труб и лежат у них на складе. Ну, так "Киевэнерго" тоже должна вкладывать в эти сети. Они их используют, а нам говорят "дайте нам деньги и дайте нам дополнительно деньги, чтоб проводить ремонт".
Мы полностью передали им комплекс. Они на нем зарабатывают деньги, то есть это не благотворительная акция. Мы обратились к ним и сказали: "Ребята, у вас нет денег на реконструкцию сетей, тогда отдайте обратно сети". Мы создадим коммунальное предприятие для обслуживания сетей. Но тогда мы обратимся к мировому банку за кредитом на 20 лет. Под 4%. И переложим сети. И они останутся коммунальными. Сегодня они ("Киевэнерго" - Авт.) взяли предприятие и оборудование в пользование. Они зарабатывают деньги и должны его поддерживать в рабочем состоянии. Иначе, зачем они его брали? Ответа пока нет. Они не хотят отдавать эти сети. Они хотят и чтоб были у них сети, и чтоб мы давали деньги на их перекладку. Я понимаю, что "Киевэнерго" не сможет. Нет у них прибылей и нет возможности привлечь дополнительные ресурсы. Конечно, мы будем делать программу и замены сетей и реконструкции котелен, которые нужно сегодня сделать в городе. Такую программу мы уже подготовили и программу по энергосбережению примем на конец года…
Есть ли конкретные цифры по программе замены труб?
Я не смогу вам ничего сказать. Так как нашу потребность нужно соизмерять с нашей бюджетной возможностью. Если я скажу вам, что если бы мы те 2 млрд миллиарда гривен, которые мы дали за разницу в тарифах, вложили в реконструкцию сетей и котелен, то за три-четыре года мы бы полностью поменяли всю нашу систему. Вывели ее бы на совершенно другой уровень. Мы многие годы игрались в популизм с тарифами и вместо того, чтоб вкладывать деньги в развитие системы отопления мы отдавали их на разницу в тарифах. Надо было установить тарифы на уровне себестоимости, а деньги дать в реконструкцию для уменьшения этой себестоимости.
Мы заплатили в этом году два миллиарда на покрытие разницы. Кредитных денег. Нам еще по ним проценты платить. Для того, чтоб установить счетчики и регуляторы во всем городе нужно 300 миллионов. Мы подняли бы тариф на 40%, но за счет того же счетчика и регулятора на эти же 40% человек меньше платил. Увеличения бы не произошло. Потом мы бы на остальную часть суммы поменяли сети, снизили бы количество порывов и себестоимость гигакаллории уменьшилась бы.
А каковы потери по сетям?
Нормативные – 12%. Реальные - до 40%. В цену вкладывается "нормативная" потеря. Это идут убытки предприятия.
Теперь вопросы о мусоре. Как проходит финансирование вывоза, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов?
В квартплате есть две позиции, которые устанавливаются управлением цен. Вывоз мусора и работа лифтов. Все расчеты включают в в себя вывоз утилизацию, сбор. Все включается в тариф квартплаты. Сегодня квартирная плата не покрывает затраты на обслуживание жилого фонда. В среднем 2,50-2.80 квартирная плата, а должна быть где-то 3.20. То есть не покрывается себестоимость. 24 показателя. Это серьезна работа, которая должна выполнятся.
На сегодняшний день 7 предприятий, которые вывозят мусор. Пятый полигона который вывозят и мусоросжигающий завод "Энергия", который находится в аренде "Киевэнерго". Сегодня завод вырабатывает 270 тысяч гигакаллорий из них используется - 7. Все остальное тепло выбрасывается в воздух. Раньше никто на это не обращал внимание, и отбор тепла не предусмотрел. Сейчас мы готовим документацию и в следующем году планируем начать реконструкцию этого завода, чтоб в первую очередь обеспечить отбор тепла. Включить их в систему отопления и получать больше тепла. С другой стороны 110 миллионов мы потратим на новую систему очистки уходящих газов. Завод становится полностью безопасным. Он тогда не влияет на окружающую среду и система фильтров, которая будет установлена, дает возможность эксплуатировать этот завод на уровне европейских норм. Деньги будут привлечены, как инвестиционный ресурс. Несколько зарубежных фирм уже заинтересованы. И деньги мы отдает с этой экономии в течении 5 лет. Кроме тепла будет производится электроэнергия. Два генератора. 11 мегаватт. То есть город может ничего не тратить.
В городе Киеве проблема энергии через пару лет станет настолько остро, что проблема канализации (с ней большие проблемы - Авт.) может померкнуть на фоне проблем с электроэнергией. Растет количество офисов, потребление, а мощностиь, которые вырабатывают энергию не строятся. Любая установка по производству дополнительных мощностей будет важна.
Как учитывается количество мусора?
1 млн 200 тысяч тонн. Мы над этим работаем. Нужно думать над тем, что делать с этим мусором. Мы будем наращивать мощности по сортировке мусора. Реально до 40% мусора можно забрать для вторичной переработки. Для этого нужно нарастить количество контейнеров. До конца года появятся дополнительно 2 тысячи контейнеров. Это будут раздельные контейнера для стекла, пластика, бумаги. Но даже просто существование отдельных контейнеров для пищевого и непищевого мусора уже уменьшает количество того, что нужно увозить на свалку.
Когда мы сказали, что на территории, которые обслуживают перевозчиками, которые не занимаются сортировкой и вторичной переработкой мусора, будут устанавливаться емкости других фирм, если кампания не занимается переработкой, то они тут же изменили свое отношение. Они теперь готовы открывать линии. Они сказали: "Если так, то мы готовы делать это, только не нужно запускать конкурентов".
Мы часть контейнеров дадим им в аренду для раздельного сбора. То есть добиться сокращения на 40% количества мусора, вывозимого на полигоны, вполне реально. Если мы сможем построить еще один мусоросжигательныйзавод мощностью в 500 тысяч тон в год, то на пятый полигон практически ничего вывозить не придется.
беседовал: Владимир ЗАДИРАКА