УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новая формула цены газа, как и "Роттердам +", является прозрачной потому, что базируется на импортном паритете – эксперт

13,3 т.
Новая формула цены газа, как и 'Роттердам +', является прозрачной потому, что базируется на импортном паритете – эксперт

Утвержденная правительством формула цены на газ с привязкой к его стоимости на нидерландском газовом хабе TFF является такой же прозрачной и экономически обоснованной, как и формула "Роттердам+", поскольку базируется на импортном паритете. Об этом заявил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в эфире телеканала "Украина 24".

"Правительство приняло решение – цена на газ для потребителей, населения и теплокоммунэнерго будет формироваться, исходя из стоимости газа на голландском хабе TTF. Украина предыдущие 4 года, с 2016 года, фактически использовала для расчета стоимости газа также для населения и для теплокоммунэнерго, только другой хаб, немецкий NCG, его называли "Дюссельдорф+". Поэтому то, что кто-то сравнивает с таким известным названием "Роттердам+", была собственно формула "Дюссельдорф+" газовая. Только о ней меньше говорили. Более демонизировали, преувеличивали различные аспекты насчет формулы "Роттердам+". Поэтому формула "Дюссельдорф+" плавно сменилась на формулу "Амстердам+", я бы ее так назвал", – пояснил Корольчук.

Эксперт отметил, что газ является дефицитным товаром для Украины, поэтому формирование цены на него происходит с привязкой к импортному паритету. Аналогичный принцип был применен при введении формулы "Роттердам+", когда предельная цена энергетического угля определялась на основании котировок угольного хаба ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен).

Читайте: Опубликованы результаты экспертизы формулы Роттердам+, которую около года скрывали НАБУ И САП

"Рыночная цена формируется по правилу импортного паритета. Собственно, правительство и заявляло о том, что эта новая формула "Амстердам+", так ее уже и называют, отражает суть этого импортного паритета. Что это значит? Это значит, что Украине не хватает своего собственного газа для обеспечения потребителей, то есть собственной добычи, и мы должны импортировать газ из-за рубежа. Поэтому цена импортная распространяется также на тот газ, который продается внутри Украины для всех потребителей", – отметил Корольчук.

По его мнению, введение сейчас формульного ценообразования на газ, аналогичного формуле "Роттердам+", подчеркивает, что волна критики формулы цены на уголь была политически мотивированной.

"Я думаю, что "Роттердам+" – это просто было политическое дело. Более того, я в этом лично убеждаюсь, когда вижу", – подытожил Корольчук.

Напомним, 28 января правительство приняло решение привязать максимальное значение цены на газ для населения и теплокоммунэнерго к стоимости газа на нидерландском газовом хабе TFF. В частности, правительственное постановление определяет, что цены на газ, который "Нафтогаз" продает населению и теплокоммунэнерго, не могут быть ниже средних цен, которые устанавливаются на TFF течение 1-22 числа предыдущего месяца.

Методология расчета оптовой рыночной цены электроэнергии (известная как формула "Роттердам+") была утверждена Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг 3 марта 2016 года. Согласно ей угольная составляющая в тарифе на электроэнергию была основана на котировках угольного хаба ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен). С 1 июля 2019 года в связи с введением в Украине нового рынка электроэнергии действие формулы "Роттердам+" прекратилась.

Ранее председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи Иван Плачков заявлял, что если бы формула "Роттердам+" в свое время не была введена, это привело бы к дефициту электроэнергии и ее отключениям, прежде всего, для промышленных потребителей.

Подавляющее большинство энергетических экспертов признало экономическую и юридическую обоснованность формулы "Роттердам+". Они считают расследование по делу "Роттердам+", которое продолжают НАБУ и САП, политически мотивированным.

Генерал-майор милиции Геннадий Москаль утверждал, что дело "Роттердам+" развалится в суде, если оно будет туда передано.