Блог | Кормушка для партии: почему "слуги народа" "крышуют" завод, который покрыл Николаевскую область ядовитым шламом
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Десять лет со дня первых публикаций о том, как ядовитая красная пыль накрывает Николаевскую область. Почти год судебных разбирательств с перспективой затянуться не неопределенное время. Почему при всей очевидности понятий "добра" и "зла" в борьбе пострадавших от токсичных отходов Николаевского глиноземного завода с заводом-загрязнителем точка в этой истории до сих пор не поставлена? Ответ может быть один: власть очень заинтересована, чтобы НГЗ работал так и дальше.
Николаевский глиноземный, как это видно из его названия, делает глинозем. Делает его в последние 12 лет из импортного сырья – бокситов, ввозимых из Африки. При этом глинозем вывозится за границу, а в Украине остаются только отходы производства – красный шлам, который свозят в специальные хранилища, созданные на территории Николаевской области. Именно из-за этих хранилищ, наносящих вред здоровью людей в окружающих поселках, и началось противостояние местных жителей с предприятием-загрязнителем.
Организация "Стоп шлам", объединившая пострадавших николаевцев, появилась в 2019 году. Но задолго до этого местные и даже центральные СМИ писали о токсичных выбросах их хранилищ красного шлама, которые в виде облаков пыли бурого цвета накрывают район Днепровсько-Бугского лимана. Публикации 2011-2013 годов – лучшее доказательство того, что проблема вовсе не высосана из пальца "экологическими рейдерами", как это пытаются представить НГЗ и "слуги народа" с подачи завода.
Но публикации в СМИ – не единственное и тем более не основное доказательство того, какие последствия для здоровья жителей региона и его экологии несет деятельность Николаевского глиноземного завода, разместившего в области два хранилища красного шлама и планирующего разместить третье.
Весной нынешнего года, уже в рамках досудебного расследования по иску пострадавших к НГЗ, Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз провел экспертизу, чтобы определить, из чего состоит красный шлам. Итог: мышьяк, кадмий, ртуть, свинец, цинк, железо, медь, алюминий, бор, кальций, хром, манган, магний, сера, стибиум, станум, ванадий, стронций и силиций. Результат этой экспертизы НГЗ даже не оспаривает.
Позже был проведен анализ образцов волос у жителей поселков, находящихся в окрестностях шламохранилищ НГЗ. Результат: избыточное содержание алюминия, хрома, свинца, бария, стронция и бора, причем содержание алюминия в организме людей превышает норму в некоторых случаях в 5,5 раз, хрома – в десятки раз.
"Две трети химических соединений, обнаруженных экспертизой в красном шламе, вызывают рак", – заявляет главный врач Национального института рака Министерства здравоохранения Андрей Безносенко.
За анализами стоят конкретные болезни. Управление здравоохранения Николаевской областной государственной администрации опубликовало данные, согласно которым смертность населения Витовского района Николаевской области из-за онкологических заболеваний в 2010-20 годах увеличилась на 14,8%, в то время как в остальной области – уменьшилась на 21,8%. Витовский район – тот самый, где находятся шламохранилища.
В мае 2021 года состоялся суд по иску организации "Стоп шлам", которая представляет пострадавших. Итог: решение выплатить 1279 пострадавшим моральную компенсацию в размере 9,21 млрд гривен.
Адвокаты НГЗ: от Малюськи до Арахамии
Параллельно с судебным разбирательством всплывала и подноготная финансовых афер НГЗ.
Главное следственное управление Госфискальной службы Украины начало расследование по факту невыплаты НГЗ за последние три года экологического налога за размещение отходов красного шлама, в результате которого убытки государства превышают 240 млрд гривен. Причина недоплаты: завод занизил класс вредности своих отходов и платит экологический налог по самой низкой ставке, которую ему разрешили определить на свое усмотрение.
Налоговая служба Украины в ответ на запрос сообщила, что НГЗ в течение 2018-21 годов заплатил налогов на 804 млн гривен, но за тот же период получил из госбюджета возмещения налога на добавленную стоимость на 4 млрд 169 млн гривен.
"То есть завод, который фактически загрязняет и территорию, и жизнь людей вокруг, получается, финансируется из государственного бюджета", – объясняет адвокат "Стоп шлам" Артемий Воробьев.
Казалось бы, набор фактов очевиден для того, чтобы власть поняла серьезность ситуации и приняла соответствующие меры. Однако тут начинается самое странное: все сигналы о незаконной деятельности НГЗ гаснут в неких властных кабинетах, а сами представители власти либо отмалчиваются, либо выступают в поддержку предприятия-загрязнителя.
Еще в конце 2020 года, когда суд, в обеспечение иска пострадавших, наложил арест на имущество НГЗ, охрана не допустила судебного исполнителя на территорию завода, а против него самого возобновили уголовное дело, начатое еще в 1996 году. Несмотря на заявления в полицию по этому поводу, ответственности за противозаконные действия никто не понес.
В мае 2021-го, как только суд вынес решение в пользу пострадавших, НГЗ обратился с заявлениями сразу в две инстанции: во-первых, в Нацполицию, во-вторых, в Минюст.
От полиции собственники предприятия хотели, чтобы она возбудила уголовное производство против пострадавших по статье… "Мошенничество". Несмотря на всю абсурдность того, что мошенничеством назвали обращение в суд (то есть полностью законное действие), полиция рьяно взялась за дело: ходила по домам пострадавших, требовала отказаться от участия в иске под угрозой тюрьмы. Больше того, по информации от пострадавших, преследование со стороны полиции не прекращается до сих пор.
Не менее "интересной" оказалась реакция Минюста. От него НГЗ хотел, чтобы министерство аннулировало результаты независимой психологической экспертизы, на основании которой была определена сумма морального ущерба пострадавших. Отменить ее Минюст не мог, потому пошел по другому пути: срочно собрал дисциплинарную палату Центральной экспертно-квалификационной комиссии и отобрал лицензию у экспертов, представивших свои выводы для суда.
И тогда же, в июне, министр юстиции Денис Малюська (видимо, понимая незаконность принятых решений, которые недавно были отменены судом) публично выступил против них, заявив, что "эксперты превысили свои полномочия" и что с НГЗ воюют "экологические рейдеры". Интересно, что ранее такие же заявления делали представители завода-загрязнителя.
Спустя полтора месяца, в августе, у НГЗ нашелся еще один защитник высокого ранга. Глава парламентской фракции "Слуга народа" и глава Николаевской организации "слуг" Давид Арахамия заявил, что Николаевский глиноземный завод шантажируют "экологические активисты".
В сентябре в "игру" вступила НАБУ, открыв дело против судьи, которая вынесла решение против НГЗ.
Тогда же, в сентябре, глава Николаевской ОГА Виталий Ким, получив от своего управления здравоохранения информацию о смертности от рака в районе шламохранилищ, обратился в правительство с просьбой провести расследование проблемы. За два с лишним месяца реакции от Кабмина не последовало.
Впрочем, вряд ли стоило ожидать реакции от Шмыгаля и его соратников, которые "не замечают", что НГЗ забирает из госбюджета в пять раз больше, чем дает в него.
Инвестняня для НГЗ
Очевидно, что все это – не случайные проколы власти. Кампания по прикрытию незаконной деятельности НГЗ координируется кем-то, кто:
– может помогать налоговой, чтобы она закрывала глаза на возмещение фиктивного НДС в размере 1 млрд гривен в год;
– может попросить правительство не обращать внимание на то, что НГЗ занизил себе класс отходов и экономит на этом 80 млрд гривен в год;
– может просить Кабмин не реагировать на просьбу губернатора о расследовании экологической ситуации в районе шламохранилищ;
– может дать команду Нацполиции активно преследовать членов организации "Стоп шлам" и, наоборот, не реагировать на незаконные действия представителей НГЗ;
– может сделать так, чтобы министр юстиции провел репрессии против экспертов по делу НГЗ и лично выступил в поддержку предприятия-загрязнителя;
– может обязать "слуг народа" поддерживать позицию НГЗ в борьбе с пострадавшими от его отходов.
По данным издания, следы поддержки завода ведут к Давиду Арахамии. Журналисты предполагают, что именно на него возложена задача обирать ежемесячный "конвертный" фонд фракции – и для выполнения этой задачи он якобы и был наделен полномочиями "инвестняни".
Если эта информация соответствует действительности – становится понятно, зачем Николаевскому глиноземному из бюджета выделяют больше денег, чем он платит налогов. Обретает некую логику также поддержка завод со стороны депутатов от "СН", которые приезжают в Николаев. Да и то, как люди, которые вынуждены жить в облаках красной пыли, вдруг превращаются в "рейдеров" - также находит объяснение.