митинг, Москва, реновация
"Митинг без политики" — важнейший мем недели. Теперь многие пишут, что "митинг без политики — это оксюморон". Главным событием митинга стало понимание, что, собственно, не бывает митингов "без политики".
Самое, вероятно, парадоксальное, что из этого воскресного происшествия следует подтверждение обратного: политизация российского общества неизбежна. Это также и ответ на дискуссию между Григорием Голосовым и Екатериной Шульман о "гибридном режиме": вероятно, главное отличие гибридного режима от авторитарного, как теперь подсказывает сама жизнь, — в наличии неизбежных прорех, лакун и трещин, которые оставляют возможность для "политического". Советский человек не мог по определению совершать политические действия — только акты неповиновения, несогласия. А постсоветский — может, даже если не осознает этого. Нынешняя власть пытается закрыть щели и лакуны за счет символических запретов — на понятия, на сами слова (как в случае с табуированием слов "политический, политика, политик").
Читайте:
Запасний шлях "Л/ДНР"
Но проблема даже не в этом. Сегодня искусственная деполитизация означает в первую очередь дечеловечизацию, или попросту дегуманизацию. Политика и человек в XXI веке, впервые за всю историю, так сильно связаны, переплетены между собой, что их уже невозможно отделить. И попытки насильно "деполитизировать" общество сегодня приводят попросту к его деградации. Жить "без политики" означает сегодня запрет жить полноценной жизнью; это означает запрет на человеческое.
Не бывает "неполитических митингов". Это все равно, что митинг без людей, жизнь без людей. Любой митинг — политический просто уже потому, что туда пришли люди. А не потому, что туда пришел Навальный.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...