Как Венера превратилась в адского близнеца Земли: ученые обнаружили причину

Как Венера превратилась в адского близнеца Земли: ученые обнаружили причину

Ученые давно предполагают, что когда-то Венера была планетой-близнецом Земли с мягким и влажным климатом, где вполне возможна была даже жизнь. Но сейчас он является раскаленным шаром с сильным парниковым эффектом и атмосферой, наполненной туманом из 80% серной кислоты. Как она превратилась в этот ад – загадка, над которой бьются ученые.

Как пишет издание Space.com, сейчас господствующим является предположение, что во всем виновата огромная активность вулканов, умноженная на то, что Венера находится ближе к Солнцу. По данным наблюдений, температура на поверхности соседней с нами планеты составляет 464 градуса по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец. А под плотными облаками из углекислого газа, пропитанного едкой серной кислотой, ощущается сокрушительное давление в 90 атмосфер. Венера, которую часто называют "злым близнецом" Земли, является жертвой мощного парникового эффекта, усугубляемого тем, что планета находится примерно на 40 миллионов километров ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому получает больше тепла.

Новую работу о Венере опубликовал Майкл Уэй из Центра космических полетов NASA имени Годдарда Мэриленде. Он руководил исследованиями, задачей которых было сформировать новое видение эволюции планеты. Проанализировав имеющиеся данные и сделав свои наблюдения, ученые утверждают, что именно вулканизм стал причиной того, что атмосфера планеты наполнилась углекислым газом, что привело к формированию современных катастрофических условий.

В 1990-х годах космический корабль NASA "Магеллан" составил радиолокационную карту поверхности Венеры, которую изучал через ее плотную атмосферу. Выяснилось, что большая часть ее поверхности покрыта вулканическими базальтовыми породами. Такие "большие магматические провинции" являются результатом чрезвычайной активности вулканов, длившейся десятки тысяч, а то и сотни тысяч лет. Скорее всего, это период случился относительно недавно – где-то на протяжении последнего миллиарда лет.

За это время лава покрывала сотни тысяч квадратных километров поверхности Венеры, а в атмосфере накапливался углекислый газ, который относят к парниковым. В какой-то момент этого газа стало так много, что существующий климат не смог с ним справиться. Если на планете существовали океаны, они начали испаряться, что делало атмосферу влажной. А поскольку водяной пар тоже является парниковым газом, процесс нагрева поверхности только ускорялся. Вероятно, вода со временем ушла в космическое пространство, а углекислый газ остался делать свое дело и дальше.

По словам Уэя, процессы, уничтожившие Венеру, важно изучать из-за вероятности повторения катаклизма на Земле. В частности, исследователи связывают с деятельностью супервулканов многочисленные эпизоды массового вымирания за последние 500 миллионов лет. Например, массовое вымирание в поздне-девонскую эпоху 370 миллионов лет назад некоторые приписывают извержению супервулкана на территории Сибири и отдельному подобному событию в Австралии. В триасово-юрском массовом вымирании часто обвиняют формирование крупнейшей из геологических формаций Земли, образованных извержением – Центрально-Атлантической магматической провинции, образовавшейся 200 миллионов лет назад. Даже гибель динозавров 65 миллионов лет назад могла быть вызвана двойным катаклизмом – падением астероида и супервулканизмом в современной Индии.

По неизвестным причинам подобные вулканические явления на Венере были гораздо более распространены и спровоцировали безудержный парниковый эффект, изменивший планету, превратив ее в ад. Между тем на Земле углеродно-кремниевый цикл, действующий как естественный термостат планеты, обменивая углекислый газ и другие парниковые газы между мантией и атмосферой в течение миллионов лет, смог уберечь климат от такого развития событий.

Две будущие миссии NASA к Венере должны собрать больше данных на этот счет. Так DAVINCI будет исследовать благородные газы и химию планеты и делать фотографии ее поверхности из глубоких слоев атмосферы. Соответствующий аппарат должен стартовать в конце этого десятилетия. А в начале 2030-х годов стартует VERITAS – миссия, которая будет изучать излучательную способность планеты, ее радиологию, спектроскопию и топографию. "Основная цель DAVINCI – сузить историю воды на Венере и узнать, когда она могла исчезнуть, чтобы лучше понять, как климат Венеры изменялся с течением времени", – объяснил Уэй.

Также в 2030-х гг. к Венере должна отправиться миссия Европейского космического агентства EnVision. Сейчас планирует запуск собственного аппарата и Китай. Его проект называется Voice (Venus Volcano Imaging and Climate Explorer), которая в случае запуска достигнет Венеры в 2027 году для изучения атмосферы и геологии планеты.

Как писал OBOZREVATEL, ученые предполагают, что на Венере до ее превращения вполне могла существовать жизнь.