УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Ртутный «Чернобыль» в каждой квартире

2,0 т.
«Ртутный «Чернобыль» в каждой квартире

Вот уже около 2-х лет украинские СМИ бьют тревогу вокруг ситуации на заводе «Радикал», вблизи м. Лесная в Киеве. На территории заброшенных корпусов когда-то исправно работавшего предприятия находилось 120 тонн только жидкой ртути, еще около 200 тонн скопилось под почвой. Буквально «просочены» опасным металлом также стены зданий и прочие конструкции комбината. Правда, после поднятого в прессе шума, из города уже вывезли жидкую ртуть, очередь за обеззараживанием остального. Впрочем, последнее, по всей видимости, невозможно просто технически – поэтому, судя по заявлениям власти, «ртутный Чернобыль» намерены закрыть почти что «чернобыльским» «саркофагом».

Описанная ситуация, конечно, малоприятна. Хотя и расписываемые в прессе опасности – вроде риска ртутного отравления в радиусе сотен километров кажется несколько преувеличенной. В конце концов, несчастный завод, по примеру сходных «памятников эпохи развитого социализма», благополучно разваливался все годы независимости. И, несмотря на целые озера жидкой ртути эпидемия «меркуриализма» не была зафиксирована органами здравоохранения не то, что на доброй половине территории Украины – но даже и в близлежащих к «Радикалу» жилых кварталах столицы.

На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить статью. Если бы не одно обстоятельство – опасность «ртутной атаки» на киевлян (да и на остальных граждан Украины) не исчерпываются только заброшенными заводами. Она там, где о ней никто толком и не задумывается – в самых обычных бытовых приборах. А именно – в так называемых «энергосберегающих» электролампочках.

Прогресс бывает и опасным.

Вообще, данные приборы для нас далеко не новы. «Лампы дневного света» известны с незапамятных времен – как минимум, несколько десятков лет. Только ставились они доселе преимущественно в учреждениях и местах общественного пользования – включая уличное освещение. Энергии на то же количество излучаемого света они и впрямь потребляют гораздо меньше – отчего же не сэкономить электричество? Правда, освещение от этих «ламп дневного света» получалось не больно естественным, даже у тех их разновидностей, которые и именовались источниками «теплого дневного света» – но на какие жертвы не пойдешь ради «экономии народного добра»? Пусть даже во времена СССР киловатты и стоили сущие копейки.

Но вот на дворе иные времена. Электричество стремительно дорожает. Уже заявлено о повышении стоимости киловатт-часа до 36 копеек, если горожанин умудрился его сжечь выше лимита в 150 кВт за мес. Что очень нетрудно сделать даже при пользовании обычными электроприборами. А ведь при нашем что ненавязчивом общественном отоплении, что при наблюдающейся все чаще запредельно большой летней жаре приходится включать то электроотопители, то кондиционеры. На чем же сэкономить при таком раскладе? Правильно – на электролампочках.

В России, например, с этого года «лампочки Ильича» мощностью от 100 Вт и более просто запрещены к продаже. На очереди – запрет через несколько лет их «младших сестер» 75-«ваток». У нас, судя по всему, никаких запретов и не потребуется. Энергокомпании громогласно стенают о том, что «даже нынешний тариф покрывает их затраты всего на 25%» – что без всяких кривотолков следует понимать, как намерение повышать цены на электричество и дальше. Хотя оптовая цена на ресурс у производящих его электростанций всего-навсего 18 коп за кВт/час – но надо ж владельцам приватизированных «Облэнерго» откуда-то брать деньги на неплохие зарплаты сотрудников с дивидендами для себя любимых?

Так что, пусть не законодательное, но экономическое давление на украинского потребителя менять лампы накаливания на их экономичные аналоги продолжится. Уже сейчас на территорию нашей страны ввозится 22 млн последних, правда, большая часть из них – «большие» модели. И все было бы хорошо – но эта продукция содержит немалое количество ртути! Именно благодаря ей «лампа дневного света» и освещает помещение. Может возникнуть вопрос: «И что с того, ведь, как указывалось выше, этих приборов было пруд пруди и раньше?» Да, было – только, как ни странно, нас спасала от описанных ниже эксцессов их величина и «подведомственность».

Ведь хотя в большом длинном светильнике содержится до 60 мг ртути – но, пожалуй, никому в здравом уме не придет в голову «трамбовать» полуметровую «дылду» в мусорном ведре. Да и отвечают за освещение в «конторах» более-менее квалифицированные люди, которые, грубо говоря, не станут «забивать гвозди снарядом». Поэтому до сего времени особых эксцессов с заменой энергосберегающих ламп и не возникало. Пусть даже не все из них доезжали до заводов по их утилизации (их в Украине всего два – в Горловке и Кировограде) – но даже на обычной свалке, в разбитом виде, смертельной опасности, как минимум, в ближайшей перспективе не представляли.

В небольшой «бытовой» энергосберегающей лампочке, стоящей в магазине от 15-18 грн и выше – жидкого металла значительно меньше, всего 3-5 мг. Именно это обстоятельство часто используется в спорах сторонниками данного вида светильников – дескать, что вы панику нагоняете, в обычном медицинском градуснике ртути на несколько порядков больше. Действительно, в отечественных медицинских термометрах – около грамма опасного ингредиента, в импортных – и того больше, под 2 грамма. Отсюда следует риторический вопрос: «Так сколько же лампочек надо разбить, чтобы получить ртутное загрязнение квартиры хотя бы на уровне от одного разбитого градусника?»

Вообще-то, даже вышеупомянутое медицинское изделие, если сразу же не убрать его содержимое, может принести немало проблем. Но дело даже не в этом. Ртуть, содержащаяся в градуснике – жидкая. Скорость ее испарения, определяемая в том числе и площадью соприкосновения упругих «шариков» с воздухом, сравнительно невелика. А та же ртуть, содержащаяся в энергосберегающих лампочках – находится уже в готовом газобразном состоянии. Настоящая «ртутная бомбочка» в чистом виде.

Теперь посмотрим на показатели «предельно-допустимых концентраций» ртути для жилых помещений. Итак, величина концентраций ее паров, способная привести к тяжелым хроническим заболеваниям, колеблется от 0,001 до 0,005 мг/м3. Острое отравление, правда, возникает при 0,13 - 0,80 мг/м3. А теперь посчитаем, сколько же кубометров воздуха может отравить 5 мг уже «готовой» газообразной ртути. В итоге получим от тысячи до 5 тысяч кубометров. В то время, как объем среднестатистической квартиры площадью 60 квадратных метров «с хвостиком», с учетом высоты потолков даже в 3 метра, составит всего-то 200 «кубов». Так что, всего-то одна-одиношенька «экономная» лампочка может создать от 20 до 100 ПДК паров ртути в нашем жилье!

Разорительная «экономия»

Кстати, «демеркуриализация», процесс удаления опасного металла из помещений, наверняка заставит его владельца не раз вспомнить «незлим тихим словом» разрекламированную «экономичность» ртутных ламп. Читаем: «Самый эффективный и наиболее безвредный и доступный способ демеркуризации помещений заключается в следующем: стены и пол обрабатывают 1 % раствором йода (на 1 л воды 100 мл 10 % раствора йода, который продается в аптеке). Через 30 минут площадь обрабатывается следующим раствором: медный купорос CuSO4 (на 1 л воды 30 г медного купороса), сульфит натрия Na2SO3-7H2O (180 г на 1 л воды) и гидрокарбонат натрия NaHCO3 (питьевая сода, 40 г на 1 л воды). Раствор приготовляется следующим способом сначала смешивают с водой медный купорос и сульфит натрия до полного растворения осадка, а потом добавляется питьевая сода.»

Представили, во что превратятся стены и пол после его обработки «раствором йода и медного купороса»? Сколько у нас там нонче стоит переклейка обоев и перестилка паркета (или даже ламината) после перекраски их в «серо-буро-малиновые» оттенки? Пожалуй, круглосуточное освещение квартиры в течении нескольких лет зенитными прожекторами (и даже на обычных, а не на энергосберегающих лампах) обойдется значительно дешевле.

Можно, конечно, на демеркуриализации и сэкономить. Но тогда надо готовиться к лечению последствий хронического отравления ртутью. Снова читаем справочные пособия. «Проявляется в зависимости от организма и состояния нервной системы. Симптомы: повышенная утомляемость, сонливость, общая слабость, головные боли, головокружения, апатия, а также эмоциональная неустойчивость — неуверенность в себе, застенчивость, общая подавленность, раздражительность. Также наблюдаются: ослабления памяти и самоконтроля, снижение внимания и умственных способностей. Постепенно развивается усиливающееся дрожание кончиков пальцев при волнении — «ртутный тремор», вначале пальцев рук, затем ног и всего тела (губы, веки), позывы к испражнению, частые позывы к мочеиспусканию, снижение обоняния (очевидно, из-за повреждения ферментов, имеющих сульфгидрильную группу), кожной чувствительности, вкуса. Усиливается потливость, увеличивается щитовидная железа, возникают нарушения ритма сердечной деятельности, снижение кровяного давления…»

Мда, не очень приятно. Самое главное – что не зная (или просто позабыв) об истинной причине недомогания, можно запросто пролечиться несколько лет от чего угодно – только не от реального заболевания. Типа там от «дисциркуляторной энцефалопатии», «синдрома Паркинсона», цистита, панкреатита, энтерита, полиневрита… И, главное, никаких претензий к врачам быть не может – обычные терапевты (а тем более – идущие им на смену «семейные врачи»-полуфельдшера) в отличии от профпатологов или токсикологов просто не имеют необходимой настороженности на «меркуриализм». Без которой они вряд-ли назначат дорогостоящий анализ на содержание металлов в организме. И будут добросовестно лечить все вышеописанные патологии, которые действительно имеют место – но только с приставкой «ртутные». А без этого учета лечить их довольно бессмысленно – сначала надо вывести тяжелый металл из организма.

Кто защитит здоровье граждан?

Конечно, разбивать лампочки в квартире совершенно не обязательно. А в неразбитом состоянии, даже перегоревшие, они совершенно безопасны. Ну как снаряд - если его не бросать в огонь и не бить молотком по капсюлю (шутка!). Хотя, если серьезно, боеприпасы хранить дома как-то не принято. Но ведь использованную лампочку надо куда-то девать? Упомянутые два украинских завода готовы их принимать – но за утилизацию требуют по 3 гривны за изделие. Поскольку же киевлянин вряд-ли будет ехать в Горловку ради заботы о безопасности окружающей среды – возможны другие варианты. Рекомендуемый – сдать потенциально опасное изделие «уполномоченным сборщикам». Которых в Киеве, как говорится, «днем с огнем…» Тем более, что за каждый сданный прибор придется оплачивать не только упомянутые «заводские» 3 гривны – но и расходы на доставку, упаковку, зарплату сборщиков…

В связи с этим возникает стойкая уверенность в другом варианте – ртуть-содержащие лампы будут просто выбрасывать в обычный «мусорник». И еще хорошо, если их выкинут туда в целом виде, донеся в руках – а не привалив в мусорном ведре чем-то разбивающе-тяжеленьким еще в квартире или коридоре. Тогда риск ртутного отравления будет грозить в первую очередь бродячим котам, ищущим на помойках пропитание – да еще, увы, работникам коммунальных предприятий. Но ведь в многоэтажных домах мусор принято выбрасывать в мусоропроводы! И как бы они хорошо не вентилировались – если бросать туда десятки лампочек каждый день, рано или поздно «труба» станет источником смертельной опасности для нерадивых жильцов, не желающих «выбрасывать деньги» за грамотную утилизацию «блага цивилизации».

Как видится, при «уровне сознательности» наших сограждан (находящемся где-то на уровне плинтуса) умноженной на соображения копеечной экономии, скоро докторам придется изучать способы лечения ртутного отравления едва ли не усерднее, чем скажем, гриппа.

Но если надежд на всплеск сознательности потребителя практически нет – власти неплохо бы задуматься о материальных стимулах. Самый простой – обложить каждую продающуюся энергосберегающую лампочку «наценкой» в виде залоговой стоимости – гривен этак в 10-20. Из которых часть должна будет идти продавцу, автоматически становящимся «приемщиком» отработанных изделий – а другая возвращаться покупателю использованной лампочки. Во всяком случае, риск «ртутных Чернобылей» в каждом доме значительно снизится. Времени на раздумья осталось мало – с каждым повышением цены на электроэнергию ртутных ламп будут использовать все больше…