УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Между катастрофой и рабством

Между катастрофой и рабством

Итак, пока что выбор для жителей многоэтажек исчерпывается пассивным ожиданием крупной аварии, вплоть до обрушения дома – и риском лишиться прав собственности на квартиру, а то и быть из нее выселенным, из-за неуплаты многократно возросших расходов на «коммуналку». Тем более, что последние грозят стать крупнее в разы из-за перекладывания государством своих функций на частные структуры, заинтересованные в первую очередь в высоких прибылях на свои инвестиции.

Однако обращает внимание на себя следующая деталь – повторяющийся рефреном тезис: «У населения нет денег на реконструкцию ЖКХ». Повторяющийся и появляющимся большинством наших сограждан, и, что удивительно, и властью. Такая вот трогательная синергия. Жаль только, вызвана она абсолютно противоположными ожиданиями народа и его «слуг». Первые рассчитывают на очередное удовлетворение просьбы «подайте сирым и убогим» – на этот раз, на ремонт их жилищ. Вторые на ремонт жилищ «подать» готовы – но лишь при условии, что последние пойдут в счет уплаты этой «благотворительности». Ирония судьбы – но чем больше первые будут голосить о своей бедности – тем быстрее вторые смогут добиться осуществления своих замыслов.

А ведь истинное положение вещей обстоит весьма далеко от обоих этих позиций. Ну, начнем с «люди не имеют денег». В уже цитированном во второй части статьи интервью председателя Комитета ВР по вопросам градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Валерия Баранова цифра необходимых средств на реформу озвучена в размере 50 млрд гривен. Собственно, эта сумма не является неподъемной даже для государства. Только в 2009 году на рекапитализацию национализированных «проблемных» банков бюджет израсходовал 44 млрд гривен, в этом – ничуть не меньше. Во имя «финансовой стабилизации» – а, фактически, спасения владельцев крупных капиталов, вложенных в данные финучреждения. Увы, для наших толстосумов прошло время «дикого капитализма», когда во время «Великой депрессии» вчерашний миллионер после банкротства мог стоять в очереди за бесплатным супом «Армии спасения» - от такой скорбной участи их защищает отечески заботливое государство. «Дикий капитализм» у нас только для граждан победнее.

Но это так – к слову. Хотя деньги, даже банально «напечатанные», но вложенные в реальный сектор экономики, тоже строительство и ремонт ЖКХ могли бы решить немало проблем с безработицей и способствовать послекризисному оживлению страны.

Но будем реалистами – пока правительство находится «на игле» МФВ – такая «благотворительность» вряд-ли найдет понимание у международных банкиров. Одно дело, санкционировать спасение банковской сферы, в которой крутится немалые спекулятивные западные капиталы – тут международная «помощь» идет в первую очередь на удовлетворения интересов европейских банков. И, совсем другое, если транши Фонда будут использоваться для «подстраховки» какой-то там «коммуналки», причем отнюдь не граждан Евросоюза.

Разруха не в кошельках – а в головах.

И все-таки, неужто полсотни миллиардов – даже не долларов, а гривен – такая уже неподъемная сумма для украинцев? Ведь, округленно, из нынешних 45 млн граждан около 30 миллионов работают. Ну, положим, где-то треть из них можно исключить – как живущих в частных домах сельской местности. Остается 20 миллионов. Делим исковые 50 млрд гривен на эту цифру – получаем около 2,5 тысячи «на брата» (или «сестру»). И что, эти деньги, на которые не купишь даже приличное пальто – так уж «неподъемны» для наших кошельков? Тем более, что платить их надо будет не постоянно – а однократно, как минимум, на первом этапе. И платежи-то можно «раскидать» на год-два – получим ежемесячное повышение на 100-200 гривен.

Нет, конечно, для многих и это будет тяжело. Только вот тяжесть эта – относительная и требует дифференцированного подхода. Ну вот, совсем недавно проскочила информация о том, что «расходы на питание, одежду, оплату счетов и связи отбирают у киевлян почти ведь бюджет» Остается лишь пожалеть «бедных» столичных жителей, средняя зарплата которых по данных Госкомстата превышает таковую по Украине больше, чем в полтора раза, составив в декабре 2010 года 4174 гривен. Это если учесть, что в стольном граде даже самые «крутые» фирмы не стесняются платить своим сотрудникам «минималку», выплачивая остальное в «конвертах». И, конечно же, этим людям ну совершенно неоткуда взять вышеупомянутые 100-200 дополнительных гривен в месяц – если, конечно, не «голодать» или «отказывать себе во всем».

Интересно, а как умудряются жить на свои тысячу гривен «чистыми» начинающие учителя, воспитательницы детсадов, медсестры? Еще и детей умудряются учить, лечить, кормить. Ну, правда, не заморскими фруктами по 20 грн/кг – без которых, якобы, любимое чадо обязательно зачахнет от авитаминоза – а, в лучшем случае, припасенными с осени яблочками. А, вообще, главный источник витамина С зимой – не апельсины-бананы – а простая и пока еще доступная картошечка. А, повзрослев, любимое чадо из семьи «бюджетников» отправляют учиться туда, куда можно поступить бесплатно – а не на «хозрасчетное» отделение престижного ВУЗа. И так далее.

В общем, дело не в физическом отсутствии денег. И даже не «стерильном» сознании наших сограждан относительно истинной стоимости эксплуатации жилья. С последним как раз все в порядке – достаточно осведомиться относительно цен на съем квартир в том же Киеве. Они, конечно, могут варьировать, но генеральный поход к ценообразованию один – «полученные за десять лет деньги на аренду квартиры равняются ее рыночной стоимости». Пусть даже кризис последних лет внес в эту формулу небольшие коррективы. Вот так – и никто не обвиняет квартировладельцев в жадности и бессердечии. Хотя они сдают свое жилье молодым семьям менеджеров, финансистов, бизнесменов - только иногородним. И последние, следует думать, не умирают с голоду и не одеваются в рубище – но даже добираются на работу в массе своей на личных (и довольно недешевых) автомобилях. В то время, как точно такие же семьи коренных горожан буквально вопят о своей «нищете» и «неплатежеспособности».

Тут дело в менталитете. Просто некоторые вещи, объективно и юридически являясь преступлением, не воспринимаются таковым сознанием наших сограждан. Ну, например, вытащить из кармана соседа 2 гривны – это кража, а безбилетный проезд – так, мелочь. Задержка или невыплата зарплаты – тоже. Хотя, скажем, по классификации смертных грехов традиционных христианских церквей, такая задержка относится к «грехам, вопиющим к небу об отмщении за них» – наряду, скажем, с убийством.

Что ж удивительного, что люди, привыкшие ездить «зайцами», при первой возможности применяют полученные навыки и при виде «платежек» на квартплату, воду, газ, электричество? На днях в одной солидной газете пришлось прочесть возмущенную реплику: «Киевские коммунальщики издеваются над жильцами, требуя оплаты услуг до 20-го числа – хотя в большинстве учреждений зарплата выплачивается после этой даты». Так ведь указанное 20-е число – это не текущего, а следующего месяца! То есть, за уже предоставленную услугу и так дается кредит на 20 дней. Кстати, даже в бюджетных организациях, как, правило, принято давать аванс…

Да, есть задержки по зарплате. Но требовать на этом основании «индульгенцию» на выплату долгов по ЖКХ – это даже не популизм, а идиотизм. Ладно бы, мораторий касался бы конкретно пострадавших от задержек работников – и конкретно на срок задержки. Но ведь его махровые политиканы предлагают вновь распространить на всех без исключения граждан – причем, на неограниченный срок. Но если всеми правдами и неправдами удалось протянуть 3 года – заканчивается срок исковой давности, и долг можно не возвращать вообще. С точки зрения нормальных логики и права – это кража. Но с позиции, которую язык не поворачивается назвать «гражданской» – это вполне нормально.

«Любишь кататься – люби и саночки возить.»

Таким образом, надеяться на сознательность плательщиков ЖКХ не приходится. В принципе, это присуще не только постсоветскому сознанию – если за что-то можно не платить, за это и не платят. Значит, надо просто разработать механизмы, могущие реально заставить платить за потребленный товар. Ну никто же не будет в супермаркете отпускать «в долг» хлеб и колбасу на основании жалоб о «тяжелом материальном положении»?

Тем более, принципиально механизм оплаты услуг ЖКХ для малоимущих существует – через жилищные субсидии. Правда, сейчас их начисляют через соответствующие отделы администраций, по заявлениям… Гораздо лучшим решением была бы организация и жилищно-коммунальных выплат, и возможных субсидий через бухгалтерии организаций. Платежи (включая возросшую долю на капитальный ремонт) идут работодателю – а он направляет часть зарплаты работника на их оплату. Если эта часть превышает определенный процент от доходов – оставшееся автоматически компенсирует госбюджет. Правда, придется немного повозиться с учетом доходов всех членов семьи – но при нынешних электронных технологиях это осуществимо уже сейчас. Скажем, в Пенсионный Фонд стекаются данные по платежам в него на всех работников – со всех мест их работ.

Самое главное тут – жестко пресекать злоупотребления, связанные с «теневыми» доходами. Исходя из очень простого принципа: «всем сразу верят, но потом перепроверяют – и незаконно полученные субсидии приравниваются к воровству со всеми вытекающими». Ну вот, например, в больнице работает за «минималку» санитарка, а в шикарном офисе напротив – менеджер (или «бедствующий единоналожник»), официально получающий столько же. И первой и второму государство готово доплачивать коммунальные платежи на несколько сот гривен ежемесячно. Тем более, что «бюджетникам» оно действительно недоплачивает в разы.

Правда, наш менеджер может «сохранить лицо» (и кое-что поважнее), написав заявление об отказе от субсидии. Но если он таки ее получит – а выборочная проверка установит, что его доходы-расходы явно не соответствуют нищенскому окладу – тогда будь готов отвечать. Не обязательно «отсидкой» – для начала достаточно будет штрафа в десятикратном размере. Ну, например, заплатил за тебя бюджет в счет реформы ЖКХ упомянутую в статье твою «долю», 2,5 тыс гривен – штраф будет уже 25 тысяч.

Да только на таких «дополнительных поступлениях» можно будет наполнить и переполнить бюджет реформы. Не из чего платить штраф? Ну, всегда должна быть альтернатива – несколько лет в колонии, например. И сразу будут найдены варианты: отказаться от летнего отдыха за рубежом, просто потрясти «закрома», продать «Шкоду» (якобы купленную на «минималку») – да хотя бы просто сдать квартиру другим жильцам, самому уехать в деревню, и часть квартплаты отчислять на оплату штрафа. Не обязательно ведь изобличать всю многомиллионную армию «теневиков» - достаточно несколько тысяч показательных процессов по стране. И денег за штрафы будет получено немало – и остальные будут бояться «кидать» столь любимую на словах «неньку».

Чуть по другому можно решить проблему с пенсионерами. Если бабушка или дедушка не могут платить достаточную сумму – за них это должно делать государство. И дать им спокойно дожить хоть до 100лет – пусть даже они занимают трехкомнатную квартиру на Крещатике. Но после их ухода в мир иной предъявить счет с процентами – всем горе-родственничкам, которые при жизни игнорировали престарелых родителей, лишая их и ухода, и материальной помощи - а после их смерти слетятся, как саранча, для дележа богатого наследства. Вот тогда пусть и решают - то ли самим жить на престижной жилплощади, оплатив долг со многими нулями – или продать ее, опять же, выплатив указанный долг. Не хотят – никто не заставляет вступать в права наследства, и квартира перейдет государству, которое быстро компенсирует свои затраты, хотя бы сдавая ее за реальные деньги желающим.

В общем, жильцам пора становиться действительно гражданами – понимая под этим не только права, но и ответственность. А добровольный отказ от второго автоматически ведет за собой лишение первого – как бы кому-то не хотелось «рассогласовать» эти крепко спаянные стороны. Иначе очень скоро жилищный фонд действительно перейдет в руки тех, кто готов будет обеспечивать его сохранность не только прекраснодушными пожеланиями, но и реальными деньгами.