УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Булгарский" синдром

'Булгарский' синдром

Неоднократно из стран третьего мира - в том числе и из тех, которые активно прорываются в мир первый - приходили трагические сообщения о катастрофах с многочисленными человеческими жертвами. Общим в этих катастрофах было всегда одно: паром (катер, теплоход, поезд, автобус) был перегружен, техника безопасности не соблюдалась, спасать гибнущих было некому.

И где-то на краешке сознания при таких новостях проскальзывает мысль: это все там, в мире тотальной нищеты и низкой производственной культуры, где цена жизни человеческой - копейка, где все в руках Вишну или Будды, а транспорт эксплуатируется до тех пор, пока не развалится на ходу. У нас, в странах относительно цивилизованных, хоть и захиревших в последнее время, такого быть не может. Не должно быть. Ведь есть же нормы, правила, ограничения, контроль, есть квалификация моряков и ответственность судовладельцев.

Реальность, однако, опровергла эту ложную уверенность, когда судно "Булгария" затонуло в Куйбышевском водохранилище.

"Булгария" была построена в далеком 1955 г. в Чехословакии и под именем "Украина" ходила по Днепру. В 1986 г. в числе других теплоходов использовалась в качестве плавучей гостиницы для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Принявшие наибольшую дозу радиации суда были затоплены, а признанные безопасными вернулись к пассажирским перевозкам.

С 2003 г. теплоход не эксплуатировался. По разным данным, в 2007 или в 2009 начал выполнять рейсы по Волге из Казани. Последний капитальный ремонт "Булгария" прошла в середине 80х.

За 24 дня до аварии судно прошло проверку и было признано технически годным к эксплуатации. Соответствующие документы подписал старший эксперт камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов. В настоящее время он уже арестован, и ему грозит до 4 лет тюрьмы.

За пять дней до трагедии на подходе к порту Казани у "Булгарии" несколько раз глохли двигатели, и его пришлось тянуть к причальной стенке буксирами.

В свой последний рейс судно вышло с нерабочим левым двигателем и заметным правым креном: заполнен был только правый топливный бак. Половину тура "Казань-Болгар-Казань" "Булгария" выполнила с грехом пополам. Перед отправлением из порта Болгар и пассажиры, и команда обращались к капитану с опасениями: стоит ли идти с таким креном и с одним двигателем. Однако капитан Александр Островский принял решение продолжать путь. По дороге в Казань судно выполнило резкий правый поворот, что еще усилило крен вправо, и зачерпнуло забортную воду открытыми иллюминаторами нижней палубы. Попавшая внутрь вода еще сильнее накренила судно, и оно стало тонуть, через три минуты скрывшись под водой.

На борту теплохода находилось 210 человек. Из них 152 - участники круиза, 33 члена экипажа и 24 обычных пассажира. Среди пассажиров - около 50 детей. Причем после модернизации "Булгария" была рассчитана лишь на 140 пассажиров.

Из экипажа погибли всего четверо, в том числе две женщины и капитан судна. По свидетельствам спасшихся, он до конца находился в рубке. Однако тело его было обнаружено водолазами внизу, в трюме. Искал ли он свою жену, которая тоже утонула в этом рейсе, или же пытался спасти кого-то из пассажиров - никто уже не расскажет. Как не расскажет и сам капитан, вспомнил ли он перед смертью свое решение выйти в плавание на неисправном судне.

Но, по крайней мере, старый моряк не оставил борт. Команда же, по свидетельствам выживших, спасала сама себя, и лишь после затопления судна принялась как-то помогать тем, кто успел покинуть "Булгарию".

Несколько десятков детей незадолго перед аварией собрали в музыкальном центре в носовой части судна. Вряд ли кому-то из них удалось спастись.

С "Булгарии" даже не успели подать сигнал бедствия - там из-за дождя был обесточен электрогенератор, и радио молчало.

В районе аварии оказались три судна - сухогруз "Арбат", буксир "Дунайский-66" и теплоход "Арабелла". Только последний оказал помощь тонущим людям. Впрочем, согласно рапорту капитана буксира, ему понадобилось бы около часа, чтобы избавиться от своих барж и приблизиться к месту аварии. Капитан "Арабеллы" дал ему сигнал, что в помощи не нуждается. Спасенные утверждают, что мимо них прошли два судна, не оказавших помощь утопающим. Сейчас против капитанов буксира и сухогруза возбуждены уголовные дела.

А в порту Казани собирались родственники пассажиров "Булгарии". Когда прибыло первое судно со спасенными на борту, толпа чуть не смяла полицейских, которые сдерживали напор людей. Через несколько часов вывесили списки пассажиров. Вскоре появились свечи, цветы, детские игрушки, которые несли в порт потрясенные трагедией жители Казани.

Кто не стал нести цветы - так это арендаторы "Булгарии". Андрей Смирнов, хозяин ООО "Бриз", сдавал судно в субаренду фирме "Аргоречтур", которую возглавляет жена Смирнова - Светлана Инякина. Именно на этих людях и лежит вся ответственность за состояние "Булгарии". Они должны были не допустить выходы в плавание теплохода с таким количеством недочетов.

А недочетов действительно хватает. Не далее как 27 июня Роспотребнадзор отказал ООО "Аргоречтур" в выдаче санитарного свидетельства на право плавания теплохода "Булгария". Без этого свидетельства лицензия на перевозку пассажиров недействительна. Кроме того, "Аргоречтур" не имел права оказывать туристические услуги вроде круизов по Волге. Добавьте к этим запретам реальное состояние судна: постоянно глохнущий двигатель, отсутствие аварийных аккумуляторов, регулярно коротящая проводка, крен на правый борт, допуск на судно чрезмерного количества пассажиров...

Арендаторы эксплуатировали судно на износ, стараясь выжать из хлипкого старого теплохода как можно больше денег, прежде чем он пойдет ко дну. О капитальном ремонте, в котором судно уже давным-давно нуждалось, не было и речи - а текущий ремонт, которым залатывали "дыры" после каждого рейса, как мы видим, не решал проблему абсолютно.

Еще интереснее - владелец судна, хозяин ООО "Камская судоходная компания" Михаил Антонов. Член партии Жуликов и Воров, как в России называют путинско-медведевскую "Единую Россию", он еще с 90х неоднократно становился объектом пристального интереса правоохранительных органов, но всегда выходил сухим из воды. Сейчас его компания заявляет, что несет исключиетльно моральную ответственность за случившуюся трагедию. О юридической ответственности якобы речь не идет. А поскольку смешно говорить о морали у воров и жуликов, то ответственность вообще снимается как явление.

Конечно, заинтересованные стороны постараются списать все случившееся на плохую погоду, на шторм, на ошибки или небрежность капитана, на то что судно было совсем старое... Конечно, все эти факторы сыграли свою роль. Но согласитесь, не самоубийца же капитан. И судно рассчитано на непогоду, вплоть до двухметровых штормовых волн. А возраст судна - еще не показатель его непригодности. По рекам и морям ходят суда и корабли, возраст которых превышает сотню лет - и не собираются идти ко дну. Но даже совсем молодое судно можно превратить в дырявую рухлядь, если видеть в нем только источник прибыли.

Светлана Инякина уже арестована российской полицией. Заинтересуется ли Фемида РФ владельцем "Булгарии" - пока неизвестно. Но сколько еще таких перспективных предпринимателей - Антоновых и Инякиных свободно разгуливает по городам и весям России, Украины и других стран молодого капитализма? Сколько их, продающих путевки на аварийные суда, приказывающих капитанам идти в шторм на одном двигателе, или же выпускающих в рейс дышащие на ладан маршрутки с обкуренными водителями? Сколько их, продающих просроченные продукты в санатории и школы? Сколько их братьев по разуму и совести эксплуатирует объекты без всякой пожарной безопасности?

Мы платим им за услуги, а потом платим жизнями за их стремление к навару. И чем дальше, тем круче будут аварии и многочисленнее жертвы: последние ресурсы советского транспорта, промышленности, инфраструктуры - изнашиваются. А вкладывать в капремонт, в модернизацию - невыгодно. Впрочем, дай этим жадным существам самый современный и безопасный теплоход - они и его утопят: с таким отношением техника долго не служит.

С "Булгарии" подняли уже более сотни погибших. Из них - 18 детей. В России объявлен траур. Долго ли ждать следующего?