Россия становится заложницей Европы – экс-вице-премьер РФ
Украинская экономика понесет большие убытки после введения в эксплуатацию газопровода "Северный поток-2". Его строят в обход Украины, и уже с 1 января 2020 года поставки российского газа в Европу начнутся напрямую.
Станет ли ЕС газовым заложником России и сможет ли президент Владимир Путин шантажировать их своим газом – в интервью OBOZREVATEL рассказал экс-вице-премьер РФ Альфред Кох.
– Почему Германия, несмотря на критику мощного союзника в лице США, все же лоббирует российский проект "Северный поток-2"?
– Все просто: этот проект позволяет немцам получать дешевый российский газ напрямую. Германия как потенциальный рынок для американского сжиженного газа – исчезает.
Поэтому американцы не хотят этого проекта. Украина и Польша тоже теряют деньги, ведь через эти страны не будет того объема транзита газа, который есть сейчас. Это очевидные вещи, но лично я не вижу в этом какой-то специальной подоплеки. Все просто – немцам этот проект выгоден, а Польше, Америке и Украине – нет.
– Президент Польши Анджей Дуда после встречи с литовской коллегой Далей Грибаускайте, сказал, что благодаря "Северному потоку-2" Европа станет газовым заложником России.
– Часто слышу такую постановку, но она неправильная. Могу объяснить, почему.
Как только они начнут подымать цену, так сразу сжиженный газ из Америки и Катара становится конкурентоспособным. В Европе достаточно СПГ-терминалов для него, чтобы полностью удовлетворить свои потребности. Совокупная мощность всех терминалов, наверное, около 200 млрд кубометров газа. Это столько же, сколько Россия экспортирует в Европу. Кроме этого, в Германии строят еще два СПГ-терминала – один для Северного моря, а второй – для Балтийского.
Когда они будут закончены, а это будет примерно тогда же, когда заработает и "Северный поток-2", тогда у Германии будет альтернатива – или брать сжиженный газ, или российский. Соответственно, у россиян немецкий и общеевропейский рынок будет только тогда, когда они будут давать низкие цены. Если же они будут устраивать какие-то маневры со своей ценой и что-то диктовать – Европа легко может отказаться от их газа.
Читайте: Конгресс США начал наступление на ''Северный поток-2''
В то же время Россия не может отказаться от европейского рынка, ведь фактически весь свой экспорт она отправляет в Европу. Этот газ ей девать больше некуда. Труба, которая строится в Китай, она, во-первых, в шесть раз меньше по объему, чем 200 млрд кубометров, которые Россия экспортирует в Европу, а во-вторых, китайцы даже еще не подписали контракт на покупку этого газа.
Более того, китайцы всегда говорили и говорят, что полностью удовлетворены тем объемом газа, который сегодня экспортируют из Туркмении и Мьянмы. Также у них есть собственные источники газа. К тому же, они переходят на альтернативную энергетику. Дополнительные объемы газа им не нужны.
– То есть, кроме европейского рынка у России нет никакого другого?
– Именно. Поэтому не Европа является заложником России, а Россия является заложником Европы. И последняя история с третьим пакетом Энергетической хартии, показывает, что диктат Европы для российского газа только усилился. Введена норма для трубопроводов стран, не входящих в европейское сообщество, по которой газовая труба не должна принадлежать компании, которая добывает газ. В случае с "Северным потоком-2" ситуация ровно противоположная. Труба принадлежит "Газпрому", то есть он и добывает газ, и владеет трубой, что прямо противоречит Энергетической хартии.
То есть Германия в любой момент может отключить "Северный поток-2", заявив, что она вводит в действие норму из третьего Энергопакета (право введения в действие этой нормы принадлежит стране, куда входит трубопровод). У Германии появляется огромный рычаг давлений на Газпром и на Россию по поводу цены на газ. Если цена перестает устраивать Германию, она включит эту норму и все – труба перестает работать.
А Германия тем временем начинает брать сжиженный газ. Да, это будет дороже на 15-20%, чем тот газ, который предлагает Россия. Но мы еще в 12-13-ом году жили при цене на газ, в два раза выше нынешней. И ничего, выдержали. Поэтому газ, дороже на 15-20% тоже выдержим. А Россия, потеряв эти объемы, не сможет их никуда продать. Именно поэтому она становится заложницей и Германии, и Европы в целом.
Единственный, кто во всем этом проекте страдает, это страны-транзитеры, через которые сегодня проходит газопровод. Это Украина и Польша. Какие-то объемы транзита у них сохранятся, ведь прокачать все 200 млрд по "Северному потоку-2" нельзя. Через него можно прокачать только половину от этих объемов. А будет ли работать "Турецкий поток" и когда – еще неизвестно.
Читайте: ''Северный поток-2'' может развалить экономику России
В любом случае говорить, что Европа становится газовой заложницей России – абсолютно неверно. У нее есть альтернативные источники получения газа, которые она легко может задействовать. А у России, в отличие от Европы, других рынков сбыта нет.
К сказанному, могу лишь добавить, что все деньги, которые зарабатывала Украина и Польша на транзите российского газа, платила в конечном итоге не Россия, а Германия. Потому что заплатив, например, Украине за транзит, Россия, разумеется, потом включала эти расходы в цену газа, по которой она продавала его Германии. Теперь, когда есть более дешевая логистика российского газа в Германию, она просто постепенно прекратит спонсирование украинской экономики.
Согласитесь, что после того, как Германия и ЕС в целом, в знак солидарности с Украиной ввели против России санкции, которые серьезно ударили в том числе и по немецкому бизнесу, требовать от Берлина еще и таких щедрых жестов бессмысленной благотворительности, измеряемыми миллиардами долларов, было бы наивно.