Блог | Половина домов заброшена и разрушена: как живет российская глубинка
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Поскольку большую часть времени моя семья проводит на Кипре, в каникулы и праздники мы преимущественно возим детей по бабушкам и родственникам в РФ.
Поэтому Новый год я провел довольно странным образом в глуши в 200 км под Воронежем в селе Новая Чигла, из которого родом родители жены.
Я не раз там бывал и раньше, но только летом, когда все зелено, тепло и красиво. Зимой же в России в целом, прямо скажем, не очень. А тут погода какая-то совсем неприятная стояла: пасмурно, холодно, сильный ветер. Такое впечатление, что все вокруг одного цвета.
Облик села, такой же удручающий: едва не половина домов заброшена и разрушена, 70% оставшихся в довольно жалком состоянии. (Чтобы представить это статистически следует сказать, что по состоянию на 1913 год в селе было более 1700 домовладений и почти 12000 жителей, а на 2010 год жителей с трудом насчитывалось 2400). Есть, конечно, и новые кирпичные дома, но они тем сильнее выделяются на общем фоне.
Так вот катаюсь я по этой унылой действительности на привезенном из Москвы снегоходе, и мысли текут где-то между Чеховским: "пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше" и осознанием точности фразы Победоносцева "Россия – ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек".
И тут обращаю внимание на табличку на школе. Здесь, мол, учился нобелевский лауреат по физике Черенков. Погуглил, поспрашивал и вправду вот во всей этом ледяном захолустье родился и вырос целый нобелевский лауреат. В семье впоследствии репрессированного кулака.
Это настолько метафорично, что не знаешь смеяться тут или плакать.
Электричество в село провели 1960-х, через несколько лет после того, как Черенков получил свою Нобелевскую премию, асфальтную дорогу связывающую село с остальным миром построили в 1971 году, газ вообще в 2000-х. Многие дома, в которых люди до сих пор живут как в основном жилье, не изменились со времен Черенкова, с удобствами на улице.
"Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей", чем и гордимся дружно.