Как Аваков замахнулся на полицейское государство: детали важных переговоров
В Верховной Раде Украины со дня на день ожидают внесения президентского законопроекта "О национальной безопасности". В коалиции уже ломают копья: Блок Петра Порошенко и "Народный фронт" в итоговой версии закона пытаются перетащить одеяло силовых функций и более широких полномочий на свою сторону.
Чем закончится эта схватка и какой будет окончательная редакция закона – выяснял "Обозреватель".
Игры коалиции
Один из ключевых государственных законопроектов будет подан в парламент до конца недели.
Предварительный вариант оказался в распоряжении "Обозревателя".
"Сейчас президент лично вносит последние правки. Думаю, что в пятницу законопроект появится в Верховной Раде. А затем мы в парламенте без спешки рассмотрим его", – рассказал "Обозревателю" секретарь комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, нардеп от БПП Иван Винник.
Он уверен, что дальше в Раде дискуссия относительно итоговой версии продолжится. "Не думаю, что мы будем спешить с его принятием", – прогнозирует Винник.
Читайте: Нацбезопасность Украины: в Раде сообщили детали предложения Порошенко
Это подтверждает слухи, которые не первую неделю гуляют по Раде – о наличии серьезных противоречий внутри коалиции по ряду норм законопроекта. Эту же версию косвенно подкрепляет тот факт, что документ уже месяц "лежит" в Администрации президента.
Как рассказал "Обозревателю" источник, близкий к руководству БПП, вся заминка с подачей закона связана с тем, что глава государства не готов удовлетворить чрезмерные аппетиты "Народного фронта". В первую очередь – в части усиления Министерства внутренних дел. Ведомство Арсена Авакова в первоначальной редакции получает такой контроль над силовыми структурами, что превращается в "силового монстра". Мы же такого перетаскивания одеяла на их сторону допустить не можем", – объяснил депутат.
Угроза полицейского государства
Камнем преткновения стала ст.17 о Министерстве внутренних дел.
Так, в первой версии законопроекта, в ч. 3, ст.17: предлагается, чтобы в систему МВД входили: Национальная полиция Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям и Государственная миграционная служба Украины, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом министров Украины через Министро внутренних дел Украины.
Что касается Национальной гвардии Украины, то здесь вопросов не возникает. Она и так является военным формированием с правоохранительными функциями, входит в систему Министерства внутренних дел Украины" (ч.1, ст.1 закона "О национальной гвардии").
Читайте: Ушла, но осталась: Аваков рассказал о новой должности в МВД своей скандальной экс-заместительницы
Но что касается Нацполиции, то согласно закону, это центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином через министра внутренних дел. И здесь нет ни слова о принадлежности к системе МВД.
Точно так же сегодня по закону пограничники не имеют никакого отношения к МВД. В законе "О Государственной пограничной службе Украины" они и не упоминаются.
Согласно постановлению Кабмина еще от 16 октября 2014 года, "Администрация Государственной пограничной службы Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра внутренних дел".
ГСЧС тоже координируется Кабмином через главу МВД согласно правительственному указу от 2014 года, но не на законодательном уровне.
Окружение Авакова с помощью нового закона о нацбезопасности хочет убить сразу несколько зайцев, подчинив МВД одним махом все остальные правоохранительные ведомства.
"Естественно, этому не бывать. Поэтому ищем компромисс, чтобы в Раде появился такой законопроект, за который проголосуют обе фракции коалиции", – резюмировал парламентарий из БПП.
Курс на НАТО останется
"Финальный вариант законопроекта точно будет отличаться от той версии, которую активно обсуждали СМИ в начале февраля. Во-первых, будет усилен ряд позиций. В разделе об угрозах национальной безопасности упоминается наш восточный сосед. Чтобы упоминание востока как основной угрозы Украины было закреплено", – рассказал "Обозревателю" член комитета по нацбезопасности и обороны, нардеп "Народного фронта" и член рабочей группы по доработке законопроекта Юрий Береза.
Следует отметить, что в первоначальной редакции законопроекта в ст. 5 об угрозах нацбезопасности, действительно нет ни слова о России.
При этом, как заверил Береза, ключевая статья закона – "О фундаментальных национальных интересах" – останется без изменений. Здесь четко прописано, что интеграция Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство и сектор безопасности является нацинтересами. А членство в ЕС и организации Северо-Атлантического договора – главные приоритеты.
Точно так же без изменений, со слов нардепа, останутся статьи, согласно которым, министр обороны и его первый заместитель смогут теперь назначаться из числа гражданских.