Мир дорогой ценой
Прошло ровно восемь месяцев с того момента, как 16 января парламентарии голосованием руками без рассмотрения приняли ряд скандальных законопроектов. Тогда все потешались над цифрой 235, которая по никому неизвестной формуле подсчета была названа результатом этих голосований.
И вот восемь месяцев спустя, 16 сентября, в парламенте состоялось очередное скандальное голосование, после которого в историю рискует войти цифра 277.
Именно с таким результатом был принят законопроект № 5081 об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, предусматривающий своеобразную автономию некоторых районов Донбасса, которым 7 декабря будет позволено выбрать себе новую власть.
Проект приняли на закрытом заседании, которого нардепы тоже не очень-то хотели – при первом голосовании закрытый режим поддержал только 121 парламентарий, но после почти двухчасовой беседы Порошенко с лидерами фракций этот результат увеличился вдвое – за закрытое заседание проголосовали 265 народных избранников.
Дальше все произошло очень быстро – журналисты да, скорее всего, и сами нардепы даже не надеялись, что закрытое заседание продлится не более 20 минут и "порадует" всех двумя скандальными законами: об особом статусе Донбасса, а также об амнистии террористов.
Согласно данным официального сайта парламента, обсуждения проекта об особом статусе длилось чуть больше 9 минут.
Кроме того, как утверждает ряд депутатов, результаты голосования засекретили не только от СМИ, но и от самих парламентариев, чего раньше никогда не было даже при закрытых заседаниях.
Член фракции "Свобода" Александр Мирный напомнил, что демократия – это процедура.
"А как раз процедура и не была выдержана, во-первых, нам не дали обсудить эти законы, во-вторых, их не рассматривали комитеты, и, в-третьих, мы не принимали решения о закрытом голосовании (мы одобрили только закрытое заседание), так почему его от нас скрыли? Откуда вообще взялись эти 277 голосов?",- сказал Мирный.
Методом несложных математических операций можно выяснить, что голоса, скорее всего, были настоящими, а не сфальсифицированными.
К примеру, при втором голосовании за закрытое заседание парламента, которое было всего за несколько минут до рассмотрения проекта об особом статусе Донбасса, в зале присутствовали 392 нардепа (согласно данным сайта ВР, 265 нардепов проголосовали за закрытое заседание, 22 - против, 1 воздержался, 104 не голосовали).
Логично предположить, что это же количество парламентариев находилось в сессионном зале во время голосования за особый статус Донбасса.
Скорее всего, фракция Партии регионов дала 77 голосов (все присутствующие на заседании нардепы), поскольку эта политсила неоднократно высказывалась за мир и самостоятельное развитие Донбасса. Кроме того, переубежденные Президентом УДАРовцы, скорее всего, дали 41 голос, около 40 голосов могла дать группа "Экономическое развитие", выступающая за мир на Донбассе.
Не совсем понятная ситуация с группой "Суверенная европейская Украина", некоторые из нардепов которой, по их словам, не поддержали проект. Но из 35 присутствующих на заседании эта группа вполне могла дать около 30 голосов.
Фракция "Батьківщина", скорее всего, разделилась где-то поровну. Сторонники Яценюка поддержали проект, а крыло Юлии Тимошенко высказалось против, то есть, от этой фракции документ мог получить около 40 голосов.
Среди внефракционных решение поддержали коммунисты, это чуть больше 30 голосов, кроме того, за документ могли проголосовать часть выходцев из ПР, которые сейчас не входят в состав ни одной из фракций.
Из всех присутствующих за этот проект точно не голосовали 35 свободовцев, которые демонстративно вынули свои карточки во время голосования и часть "Батькіщини", последовавшая примеру "Свободы", а также отдельные нардепы из других фракции или внефракционные.
То есть при таком раскладе проект вполне мог получить 277 голосов из 392 присутствующих нардепов.
Таким образом, результат голосования выглядит вполне правдоподобным, но только тогда совсем непонятно, зачем нужно было нарушать все процедуры и проводить закрытое голосование, не приняв для этого соответствующего решения.
Именно закрытое голосование считает основным нарушением процедуры вице-спикер парламента Руслан Кошулинский.
"Да, законы были приняты без обсуждения в комитетах и практически без обсуждения в зале, выступил только представитель "Свободы", который сказал, что его фракция категорически отказывается голосовать за особый статус, а также представитель "Батьківщини", предложивший внести коррективы в проект об амнистии, УДАР от слова отказался. Но есть процедура ad hog, и принятие без обсуждения возможно, а вот закрытое голосование, действительно, было нарушением", - рассказал он в кулуарах Рады после голосования.
Лидер "Батьківщини" Юлия Тимошенко назвала принятый проект об особом статусе предательством национальных интересов страны и несколько раз подчеркнула, что ее партия не голосовала за него.
Представитель "Батьківщини" Андрей Сенченко отметил, что его фракция не поддержала этот проект, поскольку не считает его способом избежать войны на Донбассе.
Он добавил, что сторонники Арсения Яценюка, вошедшие в его новую партию "Народный фронт", поддержали особый статус Донеччины и Луганщины.
"Судя по тем коллегам, которые сидят рядом со мной, сторонники Яценюка, вошедшие в "Народный фронт", голосовали почти все, может, за какими-то единичными исключениями. Я думаю, что это была установка Яценюка. Кром того, я видел, что проходило за кулисами, когда давили на отдельных персонажей перед голосованием", - заявил депутат.
Воздерживающиеся от голосования коммунисты на этот раз также решили поддержать проект, поскольку считают его шагом к миру. По словам лидера КПУ Петра Симоненко уже внефракционные коммунисты единогласно поддержали этот проект.
Перспективу мира в особом статусе Донбасса увидели также и УДАРовцы, которые поддержали проект, отказавшись мотивировать свое решение во время обсуждения документа.
По словам Павла Розенко, к этому решению фракцию подтолкнули аргументы Президента, а вот его коллега Сергей Каплин высказал более конкретное мнение.
"Это было голосование за и против войны, наши армии кардинально разные, и те, кто сегодня нажимал зеленую кнопку, предотвращали третью мировую войну", - сказал он.
После принятия этого закона нардепы занялись ратификацией Соглашения об ассоциации, уже в открытом режиме, демонстративно придерживаясь всех процедурных требований – конечно, ведь на них смотрел Европарламент.