УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Президентские проекты - шанс на будущее или государственная измена?

30,5 т.
Президентские проекты - шанс на будущее или государственная измена?

Предварительный текст новых законопроектов сразу же взбудоражил общество. Возмутил патриотическое население (и в первую очередь - донбассовцев, пострадавших от террористических "ДНР" и "ЛНР"). Законопроекты называют написанными в Кремле и узаконивающими терроризм. Но есть у них и сторонники. Последних не так много, и они настаивают, что войну Украине не выиграть, поэтому необходим "худой мир" и "заморозка" военного конфликта.

"Обозреватель" взял комментарии у противников и сторонников.

Вадим Хомаха, аналитик:

- Президент Порошенко воспользовался своим правом и внес в Верховную Раду проект закона, по которому участники незаконных вооруженных формирований становятся автоматически невиновными, если им уже не предъявлено подозрение о совершении преступления. Таким образом, нарушается фундаментальное положение Конституции Украины о праве на жизнь, честь и достоинство граждан Украины, которые пострадали. А лицам, совершившим преступления против государственности и виновных в массовом бегстве населения из Донбасса, пытках и терроризме, дается амнистия.

Кроме того, положения закона, предписывающие судам совершать какие-либо действия, нарушают независимость ветвей власти, также прописанной в Конституции. "Лидер" ДНР Пургин, уже успел заявить, что все законы, принятые в Украине, ему и его сообщникам – не указ, у них собственные законы. Таким образом, фактически, террорист, попавший в Киев, невиновен изначально, но патриотам дорога в Донбасс закрыта.

С начала военных действий только в Луганске погибло, по официальным данным, более двух тысяч человек, в Горловке и Донецке счет убитым мирным жителям идет на сотни, количество раненых и потерявших кров над головой измеряется тысячами. Потери среди военных, только официальные – более 800 человек, тысячи раненых.

Любое действие носителей властных полномочий должно соответствовать Конституции. Тем более, действия президента – ее гаранта. Путин не остановится на достигнутом, несмотря на частичную капитуляцию, военные действия неизбежно будут возобновлены. Поэтому происходящее, с моей точки зрения, является сдачей национальных интересов, и подпадает под действие части первой статьи 111 Уголовного кодекса Украины – "Государственная измена".

Читайте: Террористы не пожелали допускать Украину к организации выборов на Донбассе

Сергей Ткаченко, председатель "Донецкой областной организации ВОО "Комитет избирателей Украины":

- В умовах, коли військовою справою вирішити ситуацію на Сході України неможливо (об’єктивно марно сподіватись перемогти нашими силами Росію у відкритому збройному протистоянні ) - Особливий статус територій - це спроба заморозити ситуацію на Донбасі на декілька років. Поки в України не буде сили повернутись до цього питання, не зміняться зовнішні фактори або внутрішні розклади в самій Росії.

За таких умов Україна не скоро повернеться на Донбас і не скоро "проросте" на цих територіях. Реальною ситуацією на Донбасі будуть володіти амністовані та "прощені" сепаратисти, в купі з криміналітетом, та залишками місцевих еліт. А Україна буде щорічно платити "данину" у вигляді дотацій на розвиток територій та відновлення інфраструктури за шанс почати та провести на іншій території країни реформи.

Чи є це зрадою всіх українців, хто жив на Донбасі та змушений був виїхати, всіх хто страждав та віддав своє життя за єдину Україну або меншою жертвою заради щастя більшості, шансом України на майбутнє – зараз залежить в більшості від погляду того, хто дивиться.

Станислав Федорчук, политолог, публицист:

-Законопроект про особливий режим не тільки суперечить Конституції, оскільки вводить особливі правила для частини територій (а унітарність України закріплена саме в основному законі), але і дає терористам пряму можливість оголосити себе легальною владою на окупованих територіях Донбасу. Фактично, це крок назустріч російським окупантам, які намагаються таким чином забезпечити туман довкола справжніх подій на Донбасі. В разі, якщо закон буде прийнятий в нинішньому вигляді, він дозволить російським пропагандистам в усьому світі говорити про те, що жодної російсько-української війни не відбувалося, а йдеться про внутрішній український конфлікт.

Тобто, проведення місцевих та парламентських виборів, це не тільки легалізація терористів, а й надання додаткових важелів впливу безпосередньо Путіну за рахунок організованої п"ятої колони в Україні. Фактично, це замах на майбутне країни, оскільки антилюстрація плюс амністія терористів - це умови, коли про реформи можна буде лише мріяти.

Вольга Шейко, юрист, общественный активист:

- Большая и единственная надежда, что текст законопроекта, что мы видели - предварительный. Наличие в нем положений, предусматривающих существование защищенной статьи расходов в госбюджете на развитие таких территорий - воспринимаются дико и в политическом, и в юридическом плане.

Читайте: Террористы "ДНР" уже отказываются от минских договоренностей

В политической плоскости это означает обязанности Украинского государства содержать политический режим незаконных вооруженных формирований в отдельных районах Донбасса. В юридическом - есть прямое содействие сепаратизму, нарушению прав лиц, не имеющих возможность выехать. Кроме того, возникает много теоретико-прикладных вопросов к временному особенному статусу некоторых районов Донбасса. Не исключено, что КСУ признает такой акт не соответствующим Основному Закону. Особое положение тех или иных громад несомненно нарушает принцип равенства, заложенный в Конституции на формальном или доктринальном уровне.

Хочется верить, что текст законопроекта будет кардинально изменен. Иначе, его принятие будет не только означать легализацию противоправной реализации властных полномочий террористами, но и создаст условия для формальной легитимизации их путем проведения местных выборов. В международно-правовой плоскости это опасный прецедент последующего политического признания бандитской власти.

Татьяна Иванова, адвокат:

- Закон України "Про особливий порядок місцевого самоврядування в окремих районах Донецької та Луганської областей" с юридической точки зрения Законом назвать не могу. Скорее рамочное соглашение или декларация, поскольку нет механизма реализации. Нет механизма назначения органами местного самоуправления прокуроров, судей. Нет механизма их взаимодействия с вышестоящими структурами (МВД Украины, Генеральной прокуратурой, Советом судей...). Закон противоречит всем нормативным актам, касающимся работы МВД, прокуратуры, судов, этим законом изменения в них не вносятся.

Нет механизма поддержания Украиной социально- экономического развития Донбасса. А что такое "поглиблення добросусідських відносин з Росією"? "Поглиблювати" можно отношения добрососедские, а если их нет - вначале устанавливать нужно.

Угода про прикордонне співробітництво? О чем это? О свободном наркотрафике через границу? О прогулках боевиков и оружия? Что у нас на границе до этого не было законодательно урегулировано?

"Народная милиция" будет вместо милиции МВД или параллельно? Согласно какого законодательства она будет действовать? Могут ли быть в ее рядах сепаратисты, террористы, боевики, в том числе уже амнистированные? Про "російську мову" - вроде и до этого в "суспільному и приватному житті" она запрещена не была. Ощущение, что не Закон, а прикрытие договорняка.

Что же касается амнистии – тут просто плакать хочется. Как в глаза вдов, детей сирот, инвалидов смотреть? А что делать тем, у кого "отжали" авто, квартиры, бизнес?

Читайте:

"Даже черти в аду добрее, чем ДНРовцы"

Татьяна Матяш, правозащитник:

- Надо разделять 2 законопроекта. Первый - "О не допущении преследования участников событий в Донецкой и Луганской областях" - в первой статье этого проекта уточняется, что это лица, которые являлись членами бандформирования (там написано незаконных военных формирований), вторая группа - члены правительств так называемых "ДНР" и "ЛНР". Так вот: их фактически оправдывают. Амнистия предполагает, что лицо виновно в совершении преступления, но его освобождают от наказания. Тут все хуже - людей даже не привлекают.

Вспоминаю титушек, которые, начиная с 22 февраля, у нас в Донецке били митингующих на Евромайдане. А еще можно вспомнить тех людей, которые похищали, пытали, унижали Ирину Довгань и наших солдат. Это делали не террористы, так как нет никакого терроризма больше. Речь идет о событиях. Неких неприятных событиях... Такая формулировка для меня есть верх цинизма.

В соответствии со вторым законом "Об особом статусе" эти террористы из незаконных бандформирований перейдут в статус правоохранителей. Будут госслужащими, которые повиснут у нас на шее. Мы их еще и будем до конца дней кормить - за то, что они делали с украинскими патриотами в Донбассе.

Украина должна будет ежегодно вкладывать в бюджет стабильную сумму, которая будет идти на развитие Донбасса, при этом бизнес существовать в Донбассе не сможет. Все органы, включая прокуратуру, будут назначаться на месте. А украинских граждан, которые стояли до последнего за Украину, лишают даже права голосовать.

В местные органы 9 ноября выборы предусмотрены этим законом. Но кто будет из проукраинских граждан там баллотироваться и кто пойдет голосовать? Там не будет кандидатов из числа проукраинских граждан, так как баллотироваться там опасно для жизни и физически невозможно - для всех, кроме "ДНРовцев". Голосовать тоже никто не рискнет в вооруженном до зубов криминальном регионе.

Для донецких украинцев, потерявших на родине все - эти оба законопроекта, как плевок в лицо.

*

Как уже сообщал "Обозреватель", указанные законопроекты предусматривают временно, на три года, ввести особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, где проводится АТО.

Государство гарантирует "недопущение уголовного преследования, привлечение к криминальной, административной ответственности лиц - участников событий на территории Донецкой, Луганской областей".

Государство гарантирует право использования русского языка. Проект предусматривает проведение местных выборов 9 ноября.

Вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов.

Поддержку социально-экономического развития Донбасса предоставляет Украина..

Предусмотрено и "углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления с Российской Федерацией".