УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто лоббирует Тимошенко в Европе?

Кто лоббирует Тимошенко в Европе?

В октябре 2011 года обвинительный приговор экс-премьера Юлии Тимошенко шокировал мир. Несмотря на то, что прогнозы были неутешительными, и в Украине, и в Европе такого приговора не ожидали. Европейские и американские политики взорвались эмоциями, а заголовки европейских газет пестрели громкими цитатами и высказываниями: "Возвращение диктатуры в Украине!", "Конец украинско-европейского диалога!"

Видео дня

На карту было поставлено многое, а самое главное - европейская интеграция Украины. Европа, в своё время, поставила на "газовую принцессу" и менять игрока не желала. Это как в казино: "Ставки сделаны, ставок больше нет". Но после президентских выборов 2010 года, когда Тимошенко не хватило 3% голосов, все стало ясно, игроки меняются. Европа начала переговоры с новоизбранным президентом Виктором Януковичем, которого называли вполне адекватным политиком в кулуарах Европарламента. Но после начала процесса над Тимошенко отношение к Януковичу со стороны Европы слегка изменились. А после обвинительного приговора мгновенно появились многочисленные покровители, пытающиеся влиять на внутриполитические процессы в Украине, используя дело Юлии Владимировны как своеобразный инструмент.

Европейский парламент (1.12.2011) и съезд Европейской народной партии (7.12.2011) приняли резолюции по Украине, в которых сказано, что "условием ассоциации и зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом" является : освобождение Тимошенко и предоставление ей возможности участия в будущих выборах. На съезде — лидер партии Вильфред Мартенс сказал: "Соглашение с Украиной (об ассоциации и свободной торговле) не может быть подписано, имплементировано или ратифицировано, пока не будет освобождена Юлия Тимошенко и другие политические заключенные".

А поворотным пунктом в сей драматической истории стал бойкот саммита стран Центральной Европы в Ялте. Президенты 15 стран (то есть президенты всех стран, кроме Молдавии и Польши) в Ялту не приехали, в результате саммит отменили. Европа, по традиции, выслала своего гонца. 11 мая в Украину приехала президент Литвы Даля Грибаускайте, которая встретилась с Тимошенко, а позднее с президентом Януковичем, и представила требования и пожелания ЕС.

Сам по себе задаётся вопрос – нужна ли Европе интеграция Украины? А ответ прост – нужна, но только в том случае, если интеграцию будут проводить люди, контролируемые и лоббируемые Европой. В противном случае страну ждёт изоляция и постоянная критика со стороны больших и опытных демократий.

Кроме президента Литвы в Харьков к Тимошенко приезжали: Президент Парламентской ассамблеи НАТО Карл Ламерс, польский скандальный политик Януш Паликот, бывший президент Польши Александр Квасьневский, бывший руководитель Европейского Парламента Пэт Кокс, а главное высококлассные немецкие доктора. Именно Квасьневский и Кокс занимаются делом Тимошенко от имени Европейского Парламента. Имеют доступ ко всем материалам дела, присутствуют на собраниях европейской комиссии. Их целью является любой ценой вытянуть Тимошенко из тюрьмы, но пока все безуспешно. Прокуратура предъявляет новые обвинения, появляются новые свидетели, дело остаётся открытым.

Если верить заявлениям комиссара ЕС Кэтрин Эштон и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которые назвали власть Януковича "диктатурой", появляется все больше вопросов. Во-первых, при диктатуре доктора из-за границы в колонии не приезжают, а уж тем более политики западных стран. Для сравнения - соседняя Беларусь. После президентских выборов 2010 года семь из десяти кандидатов в президенты оказались за решёткой. Некоторые получили по 5 лет тюрьмы. Многих оппозиционных политиков сломали физически и психологически, лишили полного авторитета среди населения. Европа громко закричала, но на этом все и закончилось. Лукашенко назвал европейских политиков "козлами и голубыми", и все эмоции в Европе утихли.

Следующим этапом торможения украинско-европейских отношений должен был стать чемпионат Европы по футболу 2012. Правительства ряда стран заявили, что не приедут на "украинскую часть Евро-2012": Германия, Италия, Испания, Австрия, Швеция, Бельгия, Нидерланды. Аналогичное заявление сделали генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, председатель Еврокомиссии Баррозу, президент "Футбольной ассоциации Англии" принц Уильям, комиссар юстиции Евросоюза Вивиан Рединг, а также ряд евродепутатов и представителей футбольных федераций. Против бойкота выступили президент Польши Бронислав Коморовский и экс-президент Александр Квасьневский.

Вопрос о политическом бойкоте "украинской части Евро-2012" обсуждался на заседании министров иностранных дел Евросоюза 14 мая 2012 года, но мнения раскололись, и никакого решения принято не было. Но западные медиа сделали свое дело. В частности британский BBC показал материал, остерегающий болельщиков приезжать в Польшу и Украину на Евро 2012. Мотивируя это высокой преступностью этих стран. На провокацию британских журналистов мгновенно отреагировали МИДы Польши и Украины, но было уже поздно. Тысячи болельщиков так и не приехали болеть за свои команды в Украину, благодаря искусственно созданным стереотипом, которые демонстрируют отношение Европы к Украине и её евроинтеграции. Создаётся впечатление, что процесс Юлии Тимошенко в некоторой степени на руку ЕС, который переживает кризис на внутренних рынках и не готов впускать на них Украину. Украина же остаётся между двумя огнями, только что начавшийся процесс европеизации приостановлен, а Россия, в свою очередь, ожидает определённых шагов. Европейских политиков не интересовал фактор цены газа для Украины, когда немцы платили 250 долларов за кубометр газа, Украина отдавала из своей казны 450 за тот же самый кубометр. И при том Украина находится в 650 км от источника. Но если Европа ведёт двойную игру, тогда где та грань, за которой заканчивается забота европейских политиков о демократии в чужой стране и начинается вмешательство во внутренние дела этой страны? Не переходят ли европейские политики эту грань, ставя евроинтеграцию Украины в зависимость от результатов дела Тимошенко? Ответ на этот вопрос даст время.