Лекарство от алчности застройщиков и лени депутатов
В Киеве после недолгого перерыва, связанного с экономическим кризисом, вновь активизировались строительные скандалы. Печерская площадь, проспект Маяковского, улицы Гончара, Пирогова, Пейзажная аллея, Андреевский спуск, Беличанский лес… Это только вершины айсберга, который дрейфует по Киеву, постоянно держа в напряжении горожан. Он пугает, потому что обыватель не в состоянии предугадать, в каком районе города, на какой улице вынырнет следующая вершина этого айсберга в виде новой стройплощадки.
По количеству скандальных строек 2012 год, пожалуй, может составить конкуренцию докризисному 2006-му. А вот по масштабности протестного движения даже близко не похож на прошлые годы. И не потому, что киевляне смирились с варварской застройкой города. Напротив, горожане уже неплохо изучили «аппетиты» застройщиков и предпочитаем бить тревогу задолго до начала активной фазы строительства (как, например, в случае с Пейзажной аллеей).
Если проанализировать наиболее громкие строительные скандалы последнего года, можно прийти к выводу, что разгореться до масштабов открытой войны им не позволила позиция городской власти. Пожалуй, впервые в истории Киева власть не становится безоговорочно на сторону застройщиков, а всячески пытается подержать требования киевлян.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не всегда попытки городской власти воспрепятствовать стройке, возмутившей киевлян, приносит быстрый и положительный результат. Например, вопреки намереньям запретить стройку на ул. Гончара, она не закрыта до сих пор. И виной тому вовсе не забывчивость Попова. В это трудно поверить, но оказалось, что строительный беспредел в охранной зоне Софии Киевской происходит на основании… полного пакета разрешительных документов, выданного прежней властью. Поэтому суды проходят с переменным успехом: то в пользу города, то - застройщика.
Часто общественность воспринимает подобные поражения как пустословие руководителей города, упрекает в раздаче невыполнимых обещаний.
Ощущение поражения городской власти в борьбе со строительной мафией активно подогревают политики всех мастей. На носу выборы, и любовь избирателей нужна каждому. Но обращаться в суды, вести переговоры с застройщиками – это политикам не интересно. Такая работа не на виду, и политических дивидендов с нее соберешь немного. Они предпочитают поддерживать общественность яркими плакатами и заявлениями. И одна из излюбленных тем этих заявлений – обвинение власти в бездеятельности. Расчет прост: в понимании киевлян власть – это горадминистрация, это Попов. А власть отвечает за все, что происходит в городе. Киевсовет в представлении обывателя – это говоруны, которые раз или два в месяц собираются в мэрии, чтобы поскандалить и покрасоваться перед камерами. Какой с них спрос? Но даже если спросишь, где ты был, когда принималось то или иное скандальное решение, – прикроются «коллективной ответственностью». Мол, я ни при чем, я за него не голосовал, это делали другие.
Вместе с тем, если бы все те, теперешние защитники города, а большинство из них депутаты Киевсовета, ходили на заседания и голосовали «против» теперь скандальных строек, а не за разрешения на строительство, проблем могло не быть! Сколько строительного беспредела удалось бы избежать!
Последний пример. Из-за отсутствия на сессии Киевсовета 5 апреля многих депутатов, называющих себя «оппозицией» и «защитниками интересов киевлян», не набралось голосов для заслушивания противников застройки зеленых зон. Не удалось набрать голосов и за рассмотрение ситуации с Лукьяновским рынком.
В отличие от депутатов, руководство КГГА не занимается землеотводами, зато вынуждено опротестовывать депутатские решения в судах, убеждать застройщиков отказаться от земли, а депутатов – отменить собственное неправильное решение, искать варианты компенсации… Не все, но кое-что удается, особенно когда администрация города действует заодно с киевлянами:
* август 2011 – добились отказа собственника от здания возле ст. м. «Театральная». Помещение перешло в собственность города для размещения там Музея истории Киева, у которого восемь лет не было выставочных площадей;
* сентябрь 2011 – запретили строительство торгового центра на пр. Маяковского, на месте стройплощадки будет сквер со спорткомплексом;
* ноябрь 2011 – вернули в собственность городской общины и открыли магазин «Сяйво книги» на ул. Красноармейской;
* ноябрь 2011 – предотвратили выселение из здания на ул. Бассейной, 1/2-а капеллы им. Ревуцкого;
* февраль 2012 – добились возвращения Беличанского леса под юрисдикцию Киева и придания ему природоохранного статуса;
* апрель 2012 – добились отмены стройки на ул. Пирогова, 2;
* апрель 2012 – Пейзажную аллею вернули в собственность города и обеспечили ей охранный статус;
* апрель 2012 – остановили разрушение зданий на Андреевском спуске и добились согласия фирмы, разрушившей три дома, восстановить их, сохранив исторический облик фасадов;
* апрель 2012 – по решению суда на Лыбидской площади не будут строить торгово-офисный центр. Участок возвращен городу. На его месте будет сквер.
Этот процесс мог продолжаться бесконечно: депутаты принимают – горадминистрация оспаривает, Киевсовет решает – КГГА отдувается. Однако Александру Попову, похоже, уже порядком надоела «лишняя работа». По крайней мере, с помощью общегородского референдума, который сейчас активно пропагандируется Поповым, у него есть шанс разорвать этот замкнутый круг.
Запрет на застройку Днепровских склонов, ограничение этажности зданий в центре города и запрет строительства в охранных зонах вокруг Софии и Лавры, принятые большинством киевлян, не только избавят депутатов от искушения голосовать за новые «монстры на Грушевского» и «апартаменты на Гончара». Такие решения просто не будут иметь юридической силы. Но главное – волеизъявление жителей столицы, закрепленное в результатах референдума, вполне вероятно, снизит и интерес алчных застройщиков к центру города. Возможно, это спасет от разрушения архитектурные памятники и сохранит ландшафты берега Днепра. Киевляне, приняв участие в первом киевском референдуме, оградят, наконец, столицу от строительных и земельных афер.