Коболев должен компенсировать ущерб государству - глава Энергетической таможни
На днях глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о том, что Энергетическая таможня решила наложить на него два персональных штрафа на общую сумму в 8,3 млрд гривен. Вокруг этой новости сразу же возникло много инсинуаций и теорий заговора. Чтобы разобраться в ситуации, "Обозреватель" пообщался с начальником Энергетической таможни Игорем Пиковским.
- Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев пожаловался на миллиардные персональные штрафы. Но, насколько я понимаю, речь идет о штрафах "Нафтогазу". Объясните, почему возникла некая путаница?
- Все просто. Достаточно заглянуть в Таможенный кодекс. Ч. 2 ст. 459 говорит о том, что субъектами административной ответственности за нарушение таможенных правил являются должностные лица соответствующих предприятий. Ч. 43 ст. 4 определяет, что должностные лица, руководители и другие работники отвечают за соответствие предприятия требованиям, установленным Таможенным кодексом.
Читайте: Штраф на 8 млрд: выяснилось, что нарушил "Нафтогаз"
То есть господин Коболев получил протокол как должностное лицо. Нарушил НАК "Нафтогаз Украины", а компенсировать ущерб должен Коболев как руководитель.
Ситуация – сугубо юридическая, абсолютно стандартная. Есть пакет документов, который однозначно свидетельствует о нарушении. Требовать от нас отсутствия реакции – это нонсенс.
- Установлен срок для выплаты штрафа в 15 дней?
- Да.
- Едва ли Коболев собирается оплачивать эту сумму. Так что по истечении 15 дней какие дальнейшие действия? Судебный процесс?
- Наверное. Дальше дело за судебными исполнителями.
- Как вы в целом оцениваете реакцию Коболева и "Нафтогаза" на ваши действия? Насколько она была адекватной и уместной?
- Он имеет право высказывать свою точку зрения. Он ее высказал в том виде, в каком считал разумным и целесообразным.
- Почему вам пришлось принять решение о наложении штрафов? Я правильно понимаю, если бы вы закрыли глаза на нарушения, то уже вами бы заинтересовались соответствующие органы?
- Послушайте, правила четко прописаны в кодексе. Он – один для всех. Для Коболева, для меня, для вас, для кого угодно.
Читайте: 8 млрд штрафа главе "Нафтогаза": в ГФС пообещали разобраться
- Объясните простым украинцам, которые не так хорошо ориентируются в кодексе, в чем суть нарушений "Нафтогаза" и Коболева как должностного лица.
- Была нарушена достоверность и полнота декларирования.
- Вы говорите, что нарушение четко просматривается. Так почему позиция "Нафтогаза" другая? Чем компания объясняет свои действия?
- Это лучше спросить у них. Но из того, что публично заявлялось: по их мнению, ГФС хочет получить деньги за газ, который ушел на временно оккупированные территории Украины, что абсолютно не соответствует действительности. Более того, ПАТ "УКРТРАНСГАЗ" дал справку, подтверждающую объемы газа, которые переместили на территорию Украины.
Они должны были оплатить платежи, предусмотренные действующим законодательством, но не сделали этого. Вот и суть нарушения.
- Коболев в свою очередь обвиняет Энергетическую таможню в отсутствии патриотизма. Что скажете?
- Я еще раз повторюсь: заявления господина Коболева – это его личное дело. Он реагирует так, как считает нужным, а мы действуем исключительно в рамках украинского законодательства.
- Энергетической таможне также ставят в упрек то, что ситуация со штрафами всплыла как раз, когда "Нафтогаз" одержал важнейшую победу в Стокгольме…
- Чтобы у вас не было дурных мыслей. Ситуация с платежами всплыла еще весной 2017-го, то есть год назад. А информационная атака "Нафтогаза" началась в преддверии заседания СНБО, как-то так…
Читайте: Гройсман: газовый кризис - это ошибка "Нафтогаза" во время войны
- Президент Петр Порошенко поручил Генеральной прокуратуре и ГФС разобраться в ситуации со штрафами. Каковы ваши прогнозы? И когда ориентировочно ожидается их заключение?
- Есть буква закона. Полагаю, они изучат ситуацию и примут соответствующее решение.
- А это может каким-то образом затянуть процесс взыскания штрафа?
- Если господин Коболев и НАК "Нафтогаз Украины" хотят оспорить это решение – не проблема. Есть специальная процедура. Они должны написать жалобу на и. о. главы ГФС Мирослава Продана. Он имеет право либо отменить решение Энергетической таможни, либо оставить его без изменений. Если господин Продан оставит его без изменений, то Коболев и "Нафтогаз" должны идти в суд.
- А вы не проинформированы, была ли уже направлена такая жалоба Продану?
- Нет, не проинформирован. Это компетенция центрального аппарата.
- На вас оказывается давление?
- Разве что атмосферное (смеется).