Скандал с НГЗ в Украине: почему в работе предприятия заинтересованы США и какова тут роль Дерипаски
В Украине уже год длится скандал с Николаевским глиноземным заводом – одним из крупнейших предприятий в Европе, который перерабатывает гвинейские бокситы в глинозем, который продает за границу для производства алюминия. Активисты, которых на предприятии считают экологическими рейдерами, пытаются отсудить у завода беспрецедентную сумму – 9,2 млрд дол, что приведет к его закрытию. Это абсолютно не выгодно США – одному из крупнейших в мире потребителей алюминия.
Скандал набирает оборотов по ряду причин. Как пишет "РБК-Украина", с одной стороны ситуацию расшатывает организация "Стоп шлам", утверждающая, что от отходов глиноземного завода морально страдают люди. Активисты, однако, не понимают, какие последствия может понести их атака под видом заботы об окружающей среде и населении. С другой – все больше распространяются тезисы о том, что завод работает на миллиардера Олега Дерипаску, компаниям которого действительно принадлежала значительная часть акций компании.
Но дело в том, что на сегодня НГЗ принадлежит двум украинским компаниям, те, в свою очередь двум офшорам. Прямой связи с Дерипаской нет, НГЗ поставляет продукцию швейцарской компании. Но все предприятия алюминиевой отрасли работают в одной глобальной мировой технологической цепочке. Боксит из Гвинеи, переработка в Украине, глинозем – швейцарцам, оттуда – на алюминиевые заводы, потом поставки конечным потребителям – преимущественно предприятиям США и ЕС. То есть Штаты заинтересованы в бесперебойной работе НГЗ.
В апреле 2018 года американцы ввели санкции в отношении Олега Дерипаски и его активов – компаний "Русал" и En+. Последняя является материнской компанией "Русала", которая осуществляет операционный контроль. Однако почти сразу же Минюст США заявил, что готов снять санкции, если Дерипаска снизит свою долю в компаниях. Он согласился.
После этого в декабре 2018 года Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) уведомило конгресс о решении снять санкции с группы компаний En+, "Русал". В Советы директоров компаний ввели иностранцев, которые были согласованы с американской стороной.
В материале отмечается, что на снятие санкций повлияло несколько факторов. Во-первых, включение в санкционные списки компаний Дерипаски взвинтило на тот момент цену на алюминий, они достигли шестилетнего пика. А переплачивать американцы уж точно не собирались.
Во-вторых, компании фактически являются транснациональными из-за сотрудничества со швейцарским гигантом Glencore и наличия активов во многих странах, то есть блокировкой их работы американцы нанесли бы удар по своим союзникам.
В-третьих, санкции на эти компании поставили под угрозу около 75 тысяч рабочих мест в ЕС, причем только 15,5 тысяч – это работники алюминиевых и глиноземных заводов. Остальные 60 тысяч заняты на предприятиях, входящих с ними в одну производственную цепочку. Вот почему санкции в отношении алюминиевых производителей продержались очень недолго.