УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Путин не сокращал военные расходы. Есть скрытая схема – Фельгенгауэр

Путин не сокращал военные расходы. Есть скрытая схема – Фельгенгауэр

Стокгольмский международный институт исследований проблем мир (SIPRI) обнародовал результаты последних исследований, согласно которых Российская Федерация впервые с 1998 года сократила военные расходы.

По мнению аналитиков, причина сокращения расходов – экономический кризис в стране.

Действительно ли это так? Сокращает ли Россия военный бюджет или, наоборот, наращивает – особенно с учетом последних заявлений президента России о якобы невероятных успехах военно-промышленного комплекса страны? На какие цели расходуется теневая часть военного бюджета РФ? Финансируются ли из них частные военные компании? И, наконец, какая роль отведена Кремлем ЧВК в новых конфликтах?

На эти вопросы издания OBOZREVATEL.UA ответил российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

Павел Фельгенгауэр

- Это не официальные данные, это оценки Стокгольмского института.

- Но они опираются на данные из открытых источников.

- Конечно, они опираются на данные из открытых источников, но что касается 1998 года – это совершенно невозможно.

Читайте: ВСУ в числе сильнейших армий: военный эксперт нашел подвох

- Так на самом деле никакого сокращения военных расходов нет?

- Их расчеты не совсем верные. Начнем с того, что в 2017 году сумма военных расходов оказалась меньшей, чем в 2016 году, но это связано с тем, что в 2016 году была очень большая единовременная выплата порядка 1,5-2 триллиона рублей на погашение долгов ВПК. В результате военные расходы достигли чуть ли не 7% ВВП.

Путин не сокращал военные расходы. Есть скрытая схема – Фельгенгауэр

А в 2017 году таких экстраординарных выплат не было.

Поэтому можно было говорить, что военные расходы несколько снизились, но в действительности – нет. Реального снижения военных расходов не было.

Кроме того, выводы Стокгольмского института довольно относительны, потому что российский военный бюджет закрыт. Есть оценка российского министра финансов господина Силанова, которую он дал в ноябре прошлого года. Он оценивал общие расходы на национальную безопасность и оборону как примерно треть российского федерального бюджета. В переводе на ВВП это, по меньшей мере, порядка 6%, что, как говорится, до фига.

Читайте: В армии США предрекли катастрофу из-за смертельного оружия России

Да, разговоры о сокращении военных расходов идут, но пока этого не произошло.

- Что будет дальше?

- Есть разные планы.

- А что с гонкой вооружений?

- Она уже давно идет. По меньшей мере, лет 15. Но пока Россия гналась в одиночку. Американцы заявляли, что не боятся, и разоружались, потому что Обама был принципиальным противником гонки вооружений, он выступал за всеобщее ядерное разоружение. Поскольку Россия отказывалась вести об этом переговоры, то он начал массированное одностороннее разоружение США, надеясь, что Россия, Китай и прочие потом присоединятся.

Путин не сокращал военные расходы. Есть скрытая схема – Фельгенгауэр

Поэтому Путин 1 марта хвастался, что мы американцев опередили во всем, что мы теперь номер один в мире. И по некоторым показателям это действительно так – официально объявлено, что у нас больше танков, чем у кого бы то ни было в мире.

Читайте: В чем РФ сильнее США: Фельгенгауэр дал ответ

- А что теперь?

- Теперь американцы переходят к увеличению военного бюджета, который раньше сокращался. Теперь они будут вооружаться. Теперь гонка вооружений будет не односторонним, а, по крайней мере, двусторонним процессом.

- Россия потянет ее?

- Думаю, что нет.

- США победят в этой гонке?

- Научно-технический разрыв между Россией и Западом очень существенен, не говоря уже об экономических и финансовых возможностях.

Читайте: Фельгенгауэр ответил на идею Жириновского ударить по флоту США

- И по поводу теневой части военного бюджета России…

- Там нет никакой теневой части. Военный бюджет России полностью закрыт. Ничего неизвестно – ни о закупках, ни о том, сколько самолетов или танков модернизировано или закуплено, какова цена каждой единицы.

Путин не сокращал военные расходы. Есть скрытая схема – Фельгенгауэр

В западных странах есть закрытые части бюджета, особенно по исследовательским делам или по тайным операциям, но все закупки прозрачны. А у нас прозрачны только закупки невоенных вещей типа офисного оборудования.

А все, что касается военного, включая автоматы Калашникова и прочего, то все засекречено. Ни количество, ни стоимость – ничего не известно.

Читайте: ЧВК "Вагнера" в Сирии: журналисты проследили путь наемников в России

- Что касается так называемых карманных частных войск Кремля типа ЧВК "Вагнер". Они финансируются из госбюджета?

- Напрямую, может, и нет. Обычно такие вещи финансируются друзьями Путина. Взамен они получают различные выгодные контракты, отчего у них появляются дополнительные деньги, и потом они выполняют общественную нагрузку.

Но это не только "Вагнер" - там много всего. Предвыборные вещи, различные прокремлевские аналитические центры.

Существует система скрытого финансирования. Если ты друг Кремля, друг Путина и вообще российский олигарх, у тебя есть общественные обязанности. Они финансируют то, что прикажут. Или, может быть, у Пригожина душа к этому лежит, или он получает еще какие-то контракты в Сирии или еще где-то.

Читайте: Фейгин сказал, как из-за "Вагнера" могли убить Бородина

Обычно напрямую через бюджет это не проходит. Есть другие возможности.

- Какова роль таких карманных войск в новых гибридных войнах Кремля? Может ли Путин делать большую ставку именно на них, а не на регулярную армию?

- Они играют дополнительную, вспомогательную роль, когда неудобно официально посылать военных. Или застрельщиков, как это было сначала в Крыму, а потом на Донбассе.

Основные расходы, конечно, идут на вооруженные силы. Именно они будут выполнять основные задачи.