"Украину бросили на произвол судьбы": что пишут на Западе о планах Путина и "слабой" реакции Европы
Несмотря на дипломатические усилия, Запад показывает слабую позицию в переговорах с Кремлем по поводу скопления российских войск возле украинской границы. Иностранные эксперты прогнозируют, что промедление грозит Европе повторением событий Второй мировой.
Подробнее о том, что пишут западные эксперты и СМИ, читайте в подборке OBOZREVATEL.
Ситуация для Украины выглядит "не очень хорошо"
"Запад – слабый и разделенный. Россия – агрессивна и решительна. Все это не очень хорошо выглядит для свободной и независимой Украины", – пишет британское издание Independent в редакционной статье.
Одна из главных причин такой пессимистической оценки – неопределенность относительно того, насколько жестким и решительным будет ответ США и Евросоюза на вторжение российских войск. В частности, неясно, как подействуют новые санкции – ведь, как показывает история, ограничения можно обойти или же дождаться, пока их снимут. К тому же Москва может ответить прекращением поставок газа в Европу.
"Надеяться на помощь от Европы Украине тоже не стоит. Например, Германия открыто заявила, что не будет воевать за Украину, хотя Великобритания и некоторые другие страны готовы отправить и военных советников, и оружие в качестве сдерживающей силы", – отмечает издание.
Independent подчеркивает, что у России может возникнуть вопрос: если Запад не будет воевать за Украину, вступится ли он за страны Балтии, Польшу и Финляндию? "Кто будет следующим после Украины?" – задаются вопросом авторы материала.
Аналитик Daily Telegraph Марк Алмонд придерживается аналогичного мнения и отмечает, что "Евросоюз позорным образом бросил Украину на произвол судьбы". По его словам, новое правительство Германии продолжает политику Ангелы Меркель и не спешит отказываться от "уютных отношений" с Кремлем.
Политику Франции автор материала также критикует. Эммануэль Макрон, ранее много говоривший об объединенной Европе, накануне выборов избрал "путь стратегического молчания", считает аналитик. Отсутствие Брюсселя за столом переговоров свидетельствует о том, что Евросоюз не является ключевым геополитическим игроком.
"Владимир Путин – скорее оппортунист, чем большой стратег, но обезглавленная Европа склоняет чашу весов в пользу его плана: хватать что можно, пока это возможно", – резюмирует Алмонд.
Пассивность Запада приведет к "эффекту домино"
О слабой реакции Запада на российскую агрессию пишет и французский философ Бернар Анри Леви в Wall Street Journal. По его словам, уровень агрессии в риторике российских чиновников беспрецедентен, но западные страны больше беспокоятся по поводу пандемии, чем из-за "имперских амбиций" Москвы.
"Если завтра Путин решит ворваться в Украину, – я молюсь, чтобы этого не произошло, и все еще думаю, что Байден и Макрон могут этого не допустить – это будет несчастье для Украины. Но это также будет иметь огромный "эффект домино". "Вся Европа окажется под атакой. Весь Западный мир войдет в полосу потрясений, которые сейчас сложно представить. Весь мир будет дезорганизован этими событиями", – заметил философ.
"Все это очень напоминает политику умиротворения, приведшую к Мюнхенскому пакту 1938 года", – пишет Леви, вспоминая о соглашении, согласно которому Судетская область Чехословакии отошла к гитлеровской Германии.
Запад отказывается от "смертельных" санкций?
Еще большую тревогу вызывает публикация немецкого издания Das Handelsblatt. Его журналисты утверждают, что европейские страны больше не рассматривают идею отключения России от международной банковской системы SWIFT.
Причина якобы состоит в том, что это может привести к дестабилизации финансовых рынков в краткосрочной перспективе и способствовать созданию альтернативной платежной инфраструктуры, в которой больше не будут доминировать западные страны, отметила газета.
Вместо этого ЕС и США обсуждают введение целевых экономических санкций в отношении крупнейших российских банков в случае начала российской военной операции против Украины. При этом Германия хочет добиться исключений, чтобы иметь возможность оплачивать импорт российского газа и нефти.
На фоне появления этой публикации пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки поспешила заверить, что США не исключали вероятность отключения России от SWIFT. Напротив, все варианты санкций все еще находятся на рассмотрении.
"Мы продолжаем тесные консультации с европейскими партнерами по поводу серьезных последствий для РФ, если она начнет новое вторжение в Украину", — подчеркнула она.
Откуда нападет Путин?
Сразу несколько западных изданий описали возможные сценарии наступления российских войск на территорию Украины. Так, британская газета Times считает, что Россия может начать вторжение из Беларуси. На это указывает расположение военных в этой стране "всего в 25 милях от украинской границы".
Телеканал CNN, со ссылкой на источники в разведке, утверждает, что российские официальные лица не только теоретизируют полномасштабное вторжение в Украину, но и разрабатывают план, который применят в случае приказа из Кремля.
Аналитики считают, что РФ нужны сухопутный мост в Крым и определенный статус Донбасса. Это является "самым главным объяснение того", почему она может прибегнуть к еще одному вторжению за последние восемь лет.
"Нормализация" контроля над Донбассом путем ввода российских войск может принести пользу для Кремля, однако это, вероятнее всего, приведет к тяжелым санкциям против агрессора, пишет издание.
Другие же эксперты предполагают, что сухопутный коридор вдоль Азовского моря через Мариуполь позволит Москве уменьшить расходы на обеспечение энерго- и водоснабжения Крыма. Такой план было бы легко реализовать путем высадки морского десанта на побережье Азовского моря. Впрочем, узкую полоску земли, которая простирается вдоль береговой линии, было бы трудно защитить. В то же время она была бы менее прибыльной из-за постоянных рисков нападения со стороны украинских военных.
Оккупация Украины для РФ будет кровавой, стоить многих российских жизней, а также потребует постоянного присутствия сотни тысяч солдат, пишет CNN. Санкции также нанесут ущерб стране, если даже не парализуют часть ее экономики. Небольшое вторжение является также для Москвы плохой идеей.
А вот информационное агентство Reuters опубликовало целых четыре сценария нападения, которые рассматривают западные эксперты:
Эскалация на Донбассе. Кремль может руками своих карманных террористов атаковать украинскую армию, а после использовать сопротивление ВСУ в качестве повода для начала полномасштабного вторжения.
Крымский удар. По мнению директора польской консалтинговой компании Rochan Конрада Музыки, атака со стороны оккупированного полуострова позволит российским военным захватить территорию по Днепр, который послужит естественным препятствием против украинского контрнаступления. Кроме того, нападение из Крыма и захват левого берега Днепра позволит получить контроль над каналом, который ранее снабжал полуостров пресной водой.
Множественные атаки. Россия может вторгнуться в Украину сразу со всех возможных направлений – Крым, ОРДЛО, восточная граница, территория Беларуси. В этом случае ВС РФ будут использовать тактику блицкрига, обходя города и очаги ожесточенного сопротивления, чтобы не потерять инициативу и не увязнуть в боях. Киев может пасть одним из первых, что нанесет серьезный удар обороноспособности Украины.
Ракетные удары и кибератаки. Москва может выбрать вариант так называемой гуманитарной бомбардировки – авиационные и ракетные удары по украинским войскам и объектам критической инфраструктуры без участия в операции наземных сил. Украина не сможет полноценно противостоять этой тактике, особенно если Россия также начнет массированные кибератаки против украинских военных и гражданских систем.
"Для Путина потеря Украины равнозначна ампутации"
Американский журналист Томас Фридман считает, что для главы Кремля Владимира Путина потеря влияния на Украину равнозначна "ампутации". Поэтому его агрессивная риторика будет продолжаться до тех пор, пока Запад не согласится на условия России о новом порядке в Европе, либо же не произойдет военная конфронтация между противоборствующими блоками.
Фридман пишет, что Путин считает своим долгом воссоединить страны бывшего СССР. При этом президент страны-агрессора всячески отрицает тот факт, что в Украине есть свой язык, история и люди, которые ценят независимость. Для него украинского государство – полностью искусственное, а украинский национализм – ненастоящий.
"Глава Кремля утверждает, что воссоединить Россию и Украину – его долг. Он беспечно игнорирует тот факт, что в Украине есть свой язык, история и поколение, которое считает своим долгом быть независимым", – пишет автор.
По мнению американского журналиста, причина, по которой Путин ускорил свою угрозу в отношении Украины, заключается в том, что он знает, что при нынешнем президенте Владимире Зеленском процесс украинизации ускорился. Фридман отмечает, что русский язык вытесняется из школ, телевидения и медийного пространства.
"Путин знает, что через 10 лет молодое поколение в Украине вообще не будет говорить по-русски, и у него не будет идентификации с русской культурой. Возможно, лучше всего действовать сейчас, считает Путин, до того, как украинская армия станет больше, лучше обучена и лучше вооружена – и пока Европа и Америка находятся в смятении из-за COVID и не настроены на войну", – цитирует журналист болгарского политолога.
В заключении американский журналист отметил, что наращивание войск вблизи границ Украины может говорить о разных сценариях, которых хочет достигнуть Путин. Эксперт пишет, что российский президент поставил условие Западу: договариваться о новом порядке после окончания холодной войны, либо начинать новую конфронтацию.
Украина – угроза для путинского режима
"Демократическая независимая Украина — проклятие для путинской России, – считает военный эксперт Стивен Бланк. – Она нисколько не представляет угрозы для России. Но она несет угрозу для всевластия режима Путина, который становится все менее популярным у себя дома и теряет поддержку. Глава Кремля постоянно играет в "осажденную крепость" и очередное "собирание русских земель" против внешних врагов. Он не может дать людям хлеба, но он собирается дать им вместо него имперские авантюры".
"На самом деле России ничего не угрожает. Нет никакой угрозы вторжения Украины или НАТО в Россию или даже на Донбасс. Все эти "угрозы" сфабрикованы Путиным и его лоббистами, чтобы укрепить свои позиции, потому что они заворожены сакральным имиджем "царя", особенно привлекательным в российской провинции", – отмечает Бланк.
Украинцы не сдаются
Британская газета Guardian напоминает о высоком моральном духе украинских военных, которые настроены дать жесткий отпор попыткам насадить "российскую диктатуру". "Воины мотивированы, профессиональны и готовы защищать свои дома. Но очевидно, что они плохо вооружены", – сказано в публикации.
Издание отмечает, что "на этой неделе Великобритания отправила в Киев оборонное противотанковое оружие" и что "администрация Байдена рассматривает возможность военной помощи".
Guardian приводит отрывки разговоров ее корреспондента с украинскими воинами, которые утверждают, что "готовы к борьбе" и "будут сопротивляться в каждом городе, в каждом селе, потому что украинцы ненавидят Путина".
Один из них Анатолий Лозар отмечает негативную роль российской пропаганды в попытках разделить украинское общество. "Телевидение играет большую роль, – цитирует его Guardian. – Вы можете смотреть российские государственные каналы бесплатно, а за украинские надо платить".
А историк из Львова Елена Чебелюк убеждала Guardian, что российская диктатура в Украине просто невозможна. "Россияне прожили 20 лет в диктатуре. Они счастливы, – цитирует ее газета. – Мы здесь не любим диктаторов. Путин немного мечтатель. Он хочет быть самым могущественным человеком в мире. Если он попытается установить диктатуру в Украине, он потерпит поражение".
Что в итоге? Как видим, иностранные издания со скепсисом относятся к нынешней реакции Евросоюза на скопление войск возле украинских границ. По их мнению, Запад делает недостаточно для сдерживания агрессии Кремля, что в итоге может привести к повторению трагических событий Второй мировой. Впрочем в одном эксперты уверены: украинский народ готов к борьбе и намерен дать отпор российской диктатуре.