Отключение Интернета в России станет логичным для Путина - СМИ
Президент России Владимир Путин, используя методы Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, может прийти к мысли, что ему нужно просто отключить интернет по всей стране, чтобы не допустить недовольства населения.
Однако такая попытка контроля над информацией может лишь ускорить общественный взрыв, пишет американское издание Slate.
Советский подход к контролю над гражданами в значительной мере основывался на контроле информации всеми доступными средствами, от шпионажа за разговорами до ограничения коммуникации между людьми. При этом доступ к современным средствам коммуникации означает построение таких связей, когда люди обмениваются идеями и новостями, не встречаясь друг с другом.
При этом Советский Союз существовал на идее иерархии, вертикальных связей, когда на все нужно было получать разрешение.
Так, в 1955 году молодой советский физик Владимир Фридкин создал нечто удивительное: устройство в форме куба, высотой в метр, с двумя цилиндрами на верхней плоскости с генератором высокого напряжения, которое произвело самую первую фотокопию в СССР. Фридкин гордостью назвал его "электрофотографической копировальной машиной №1". Изобретателя показали по телевизору в программе, восхвалявшей советские достижения, и выдали ему небольшую премию за это достижение.
В родном Институте кабинет Фридкина стал местом паломничества коллег, которые хотели сделать копии статей из зарубежных журналов. А через два года к нему пришел другой посетитель: офицер КГБ изъял машину, и позже первое копирование устройство в СССР разбили на куски, а обломки выбросили на свалку. "Люди, которые приходят к вам, могут скопировать запрещенные материалы", — сказали Фридкину. Копиры, произведенные на Западе в конце концов добирались и до Советского Союза, но их держали под замком, пряча в штабах коммунистической партии.
Читайте: Военный эксперт о сирийской кампании Путина: это прямой путь к Вьетнаму
Более 20 лет спустя, летом 1980 года, когда СССР готовился к Олимпийским играм в Москве, их организация потребовала создания огромного количества международных телефонных линий. Поэтому в 1979 году их количество в стране значительно увеличилось.
Международная АТС станция, названная M9, начала свою работу на юго-западе Москвы. Советские инженеры гордились технологическим прорывом: новые линии производили подключение автоматически, без участия оператора, что было неслыханно в СССР. Но это продлилось недолго. Всего через несколько месяцев после Олимпиады КГБ потребовало уничтожения автоматической международной связи.
Инженеры утверждали, что все линии можно было бы поставить под наблюдение и перехватывать разговоры, если потребуется, и просили не обрезать связь. Но КГБ было непреклонно. Автоматическое телефонное соединение в СССР исчезло для всех, кроме немногих избранных организаций, утвержденных "сверху".
Эта история повторялась снова и снова, до тех пор, пока в 1990 году в стране не появился Интернет. Как ни удивительно, это произошло в сверхсекретном Курчатовском институте ядерных исследований в Москве.
А потом все изменилось. Летом 1991 года КГБ пыталось изгнать Горбачева и обратить вспять разворачивающиеся демократические реформы. Танки и войска были отправлены на московские улицы, и была введена жесткая цензура. Но в Советском Союзе уже была крошечная сеть, объединявшая российских исследователей с их западными коллегами. Тогда это было в основном модемное соединение, медленное и ненадежное, но достаточное для обмена электронными письмами. Эта сеть стала первым инструментом для распространения информации о перевороте, новостей о реакции населения и передвижениях войск как внутри страны, так и на Западе.
Читайте: Российские СМИ подняли панику из-за украинской книжки про Лилипутина
Тогда КГБ не смогло понять значимость сети – агенты государственной безопасности так и не захватили два крошечных офиса единственного на тот момент интернет-провайдера в Москве. Таким образом, спецслужбы начали проигрывать войну со всемирной паутиной.
Августовский путч 1991 года провалился, и в течение следующих 20 лет Интернет в России был свободен от цензуры и контроля. Спецслужбы пытались как-то изменить эту ситуацию, заставляя всех интернет-провайдеров устанавливать в своих сетях "черные ящики". Эти меры, известные как СОРМ (Система технических средств обеспечения оперативно-розыскных мероприятий), обеспечивали для спецслужб доступ ко всем коммуникациям в стране, в том числе и Интернету. Но это никак не повлияло на идею сети. Каждый по-прежнему мог присоединиться, не спрашивая разрешения.
После протестов в Москве 2011-12 годов, Владимир Путин принял этот факт как личное оскорбление и в 2014 году он заявил, что Интернет – это проект ЦРУ и обеспечил введение репрессивного законодательства, чтобы запугать самые крупные интернет-компании в стране.
Российский президент привык иметь дело с иерархиями и организациями, которых можно принудить к сотрудничеству, надавив на их верхушку, и попытался применить тот же подход в отношении интернет-компаний. С 2012 года высокопоставленные чиновники из таких компаний, как Яндекс и Google, приглашались в Кремль для личных бесед о фильтрации интернета. В некотором смысле, эта стратегия принесла плоды – крупнейшие компании в стране и мире быстро приняли идею цензуры интернета, и критиковали только способ, выбранный российскими властями, так как его изначальный вариант мог легко привести к блокировке всей службы, как было с YouTube.
Читайте: Сирийский журналист рассказал, как накажут Путина за агрессию
Но в сетях нет правящей верхушки, они являются горизонтальными образованиями. Их содержимое генерируется не компаниями, поддерживающими работу сайтов и социальных сетей, а пользователями.
Весной 2014 года, компания Вконтакте, самая популярная социальная сеть в России, созданная по образу и подобию Facebook, оказалась под контролем Кремля при помощи тех же методов, которые Путин использовал против традиционных СМИ в начале 2000-х годов. Основатель сети, Павел Дуров, был вынужден покинуть страну. Вскоре на посту генерального директора его заменил Борис Добродеев, отец которого, Олег Добродеев, возглавляет государственную телевизионную империю, Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию. А теперь его сын возглавил самую популярную социальную сеть в стране.
Но потом началась война в Украине. Российские власти свое военное вмешательство в конфликт. Но вскоре российские и украинские журналисты обнаружили во Вконтакте десятки страниц российских солдат, хваставшихся своими "подвигами" в Украине и сообщающими свои имена, подразделения и точные места дислокации на весь Интернет. Этой осенью история повторилась, теперь уже с российскими солдатами, отправленными в Сирию. Большинство из этих молодых людей ничего не знали о руководстве Вконтакте, и, возможно, никогда не слышали о Дурове или Добродееве. Но, несмотря на попытки Путина контролировать Интернет, солдаты рассказали всю правду.
Читайте: Путин решил не проверять Библию на экстремизм
Во времена политической стабильности, когда информационные потоки находятся под контролем государства, а общественность верит пропаганде, интернет как технология не может сделать многое. Но потом наступает кризис, не важно какого рода – политический, экономический, или даже стихийное бедствие, и пользователи сети начинают создавать контент. В таком случае, власти могут остановить их, только выключив Интернет полностью, пишет издание.
Ранее "Обозреватель" писал о том, что военные авантюры путинского правительства только усугубляют кризис в Российской экономике. Его стратегия скрития внутренних проблем за вооруженной агрессией может привести к печальным последствиям для всего региона.