В ледниках Земли может быть скрыт "фактор Х": ученые забили тревогу

В ледниках Земли может быть скрыт 'фактор Х': ученые забили тревогу

Глобальное потепление – одна из основных угроз, стоящих перед человечеством. Таяние ледников не только разрушает экосистемы, но и может вызвать распространение потенциальных патогенов.

В вечной мерзлоте десятки тысяч лет "спят" опасные вирусы, однако глобальное потепление с высокой вероятностью приведет к их пробуждению. Что такое "фактор Х" и в чем опасность таяния ледников, рассказало издание Science Alert.

Вирусы, спавшие тысячелетиями

Биргитта Эвенгорд, специалист по инфекционным заболеваниям Университета Умео, рассказала о существовании "фактора Х", о котором ученые знают не очень много информации. Она отметила необходимость усовершенствования наблюдения и выявления потенциальных побочных эффектов в Арктике.

Если ситуация станет критической, большинство эпидемий, вероятно, возникнет из нового источника, например от популяции диких животных. Исследования показали, что вспышки зоонозных инфекций возрастают как по количеству, так и по разнообразию, причем ожидается, что количество смертей будет увеличиваться в среднем почти на 10% ежегодно.

Подобные статистические данные даже не учитывают глобальные всплески болезней, как, например, пандемия COVID-19, которые, как ожидается, также будут происходить все чаще.

Прыжок во времени

С изменением климата определенные возбудители опасных болезней совершат гигантский скачок во времени, и, по словам ученых, есть веские основания полагать, что такое развитие событий очень вероятно.

Уже известны факты пробуждения вирусов. Так, в 2016 году бактерия Bacillus anthracis повлекла за собой гибель более 2000 северных оленей, а причиной вымирания стал труп древнего зараженного животного, который под влиянием потепления разморозился во льдах.

Исследователи сообщали, что о возрождении вируса амебы, спавшего более 50 тысяч лет – его нашли в отложениях под озером.

На самом деле ситуация не так критична, какой могла бы показаться на первый взгляд. Вирусам нужен правильный "механизм", чтобы закрепиться на клетках-хозяевах и реплицироваться внутри. Ученые говорят, что им пока неизвестны четкие правила по эволюционной связи между двумя потенциальными хозяевами. Довольно трудно предположить, насколько отдельный организм и человечество и целом будут восприимчивы к патогенам.

Скорость и интенсивность контакта – главные условия. Эксперименты показали: если оставить достаточное количество микробов в общей экосистеме даже на короткий промежуток времени, высока вероятность, что по крайней мере один найдет нового хозяина для заражения.

Ученые из Университета Оттавы использовали секвенирование ДНК и РНК для анализа вирусов, существующих в почве и воде озера Хазен. В исследовании, опубликованном в 2022 году, отмечено, что регионы вечной мерзлоты могут стать "плодородной почвой для новых пандемий".

Ранее OBOZ.UA рассказывал, что в океане обнаружили вирусы, с которыми никогда не сталкивались ученые.

Подписывайтесь на каналы OBOZ.UA в Telegram и Viber, чтобы быть в курсе последних событий.