"В Луганске нас тоже хорошо "освобождали": чемпионка Европы рассказала про самолет над домом и "тренировки" в такси

'В Луганске нас тоже хорошо 'освобождали': чемпионка Европы рассказала про самолет над домом и 'тренировки' в такси

Двукратная чемпионка Европы по прыжкам в воду луганчанка София Лыскун переживает войну уже второй раз в жизни. Но несмотря на все сложности в подготовке, 20-летняя девушка выиграла серебряную медаль чемпионата мира-2022 в Будапеште в миксте с Алексеем Середой.

В интервью OBOZREVATEL София вспомнила первые дни полномасштабного вторжения и гул самолета над ее домом, рассказала, каково соревноваться без россиян и расстроилась, что из-за одной ошибки не попала в финал в прыжках с вышки в личных соревнованиях.

– Мне очень жаль, что я не смогла пробиться в финал в индивидуальных прыжках, я очень этого хотела. Не хватило совсем немного. Что касается "серебра" в миксте, то мы с Алексеем не так много отрабатывали эти прыжки в паре. Где-то за две-три недели до выезда в Будапешт стали в синхрон. Но, по-моему, в 2019 году мы исполняли вместе один прыжок. Теперь решили это повторить и вышло второе место на чемпионате мира.

Наградой я довольна, но хотелось бы, чтобы этот вид программы был олимпийским. А также хотелось бы и в синхронных прыжках с Ксюшей Байло завоевать медаль, но для первого чемпионата мира для Ксюши шестое место – очень неплохой результат.

– А в плане психологии, как было выступать на этих соревнованиях на фоне войны и новостей из Украины?

– Я родом из Луганска, поэтому для меня все это длится не с февраля, а уже восемь лет. И за это время я научилась максимально абстрагироваться в бассейне от всего происходящего, чтобы лишние мысли не лезли ко мне в голову.

Луганск? А что рассказывать? После оккупации в 2014 году я прожила там еще два года. И это было не очень весело, скажем так… А, когда база в Киеве отстроилась, то я переехала сюда и снова начала тренироваться.

– Каково было соревноваться без россиян на чемпионате мира?

– В первую очередь стоит отметить, что их всегда все недолюбливали, независимо от конфликтов между Украиной и РФ. Все их недолюбливали, потому что смотришь на человека и понятно, что она какашка какая-то. Смотрит на тебя и, вроде, улыбается, а потом три шага делает и то тренеру, то своим типа подружкам начинает рассказывать, какой ты плохой.

А потом ты начинаешь ее обыгрывать в каких-то дисциплинах, а она на тебя смотрит, словно ты у нее миллион украла. Честно, никто, наверное, и не обратил внимание, что их не было. Хотя стало еще легче и проще, потому что не было этого лишнего напряга в бассейне и вообще везде.

В общем, все вздохнули свободно…

– Ну да. Не то, чтобы мы считали их какими-то соперниками. Просто одна из моих первых тренеров уехала туда – в Россию. Туда же переехал и наш бывший прыгун Саша Бондарь, и они вместе там и тренируются. И понятное дело, что кто-то против кого-то да и настраивает. А лезть в это все – все равно, что в мусоре копаться.

– То есть, сочувствия в связи с войной вам никто из РФ не выразил?

– Сочувствия?! Нет. А у Жени Науменко была ситуация, когда спортсмен из Российской Федерации выложил что-то по этому поводу. Женя ему ответил в стиле "что ты мелешь, кто тебе брат, а кто не брат?" А россиянин в ответ начал его матами крыть. На что Женя ему написал: "Ты сначала выведи свои русские войска из моей страны, а потому уже и пять копеек свои вставляй".

Знаете, там зомбирование идет такое, что никто ничего не понимает. Никто даже поста никакого не написал. Там люди уже не могут ничего высказать.

– 24 февраля вы встретили в Киеве?

– Да. После того, как вся наша команда эвакуировалась, я оставалась в городе еще пару дней. Я это все уже переживала и знала, что нужно делать в определенных ситуациях. Но действительно стало страшно, когда я услышала, как над моим домом в Голосеевском районе пролетел самолет. Тогда я поняла, что нужно уезжать из Киева, а оставаться здесь было не очень умной идеей.

После этого я поехала "гулять" по стране. Затем вернулась в Киев и приступила к подготовке со своим тренером. И уже в 20 числах апреля мы выехали в немецкий Аахен в расположение нашей сборной.

– Знаю, что многие жители Донецкой и Луганской области, которые прошли через оккупацию в 2014 году, поначалу недооценили вторжение России в феврале, мол, постреляют немного, поугрожают и на этом все закончится. А что вы думали, когда поняли, что началась война?

– Не то, чтобы был истерический смех, но я находилась в шоке. Мол, але, ребята, очнитесь, 21 век на дворе, вы такое творите! Уже есть машины, которые ездят без водителей, а вы устраиваете какие-то разборки. Если у вас проблемы, то идите на поле и подеритесь, устройте себе турнир смешанных единоборств. Причем здесь мирные люди, дети и все жители украинских городов?

Поначалу я думала, что останусь в Киеве и никуда не поеду. Но после истории с самолетом изменила свое мнение. Не могу сказать, что мой дом в "Британском квартале" прям уж плохой, но если прилетит куда-то в первый, то он, думаю, тоже пострадает. Потому что застройщик не сильно задумывался, из каких материалов его строить. Вот я и решила, что пока есть деньги и возможность, то почему бы не поехать и не посмотреть всю Украину.

Я выезжала через Белую Церковь в Винницу, потом посидела в селе Винницкой области, затем в Каменец-Подольский. У меня в Хмельницкой области есть родственники по папиной линии. Оттуда перебралась в Одессу, где уже тоже началась паника, что нас сейчас всех побивают. А из Одессы вернулась в Киев.

– Я так понимаю, что все это время вы практически не тренировались. Как поддерживали физическую форму?

– В такси, пока переезжала из города в город (смеется). Я не вожу. Хотела сдать на права, но затем передумала. А сейчас думаю, что надо было их получить.

– А не было страшно было возвращаться в Киев и тогда, и сейчас после длительных сборов в Германии?

– Я считаю, что если суждено – умрем, не суждено – будем жить. Я – фаталист? У меня вообще не бывает золотой середины. У меня либо все хорошо, либо все плохо. Но жизнь одна и ее надо прожить нескучно.

– Расскажите, как поддерживали вас на соревнованиях иностранные коллеги? Подходили к вам на чемпионате мира?

– Преимущественно мы перебрасываемся с ними несколькими фразами, но были девочки, которые подошли и спросили, как у меня дела, как мои родные. Я ответила, что, в целом, все хорошо. Я же не буду прямо там рассказывать все в красках. В новостях постоянно говорят, что происходит в Украине. Думаю, что этого всем хватает.

– Вы на какое-то время уходили из спорта?

– После Олимпийских игр в Токио в августе 2021 года я приехала в Киев и уволилась. Сказалась и усталость, и проблемы со здоровьем. Начала тренировать маленьких детей. Полгода отработала без личных тренировок, а потом подключила и личные, решив вернуться и продолжить свою спортивную карьеру.

А почему решили вернуться?

– Прежде всего, мне стало скучно. День казался очень длинным и не могла найти, чем себя занять. А так – в семь утра я уже в бассейне на своей первой личной тренировке. Потом у меня перерыв в три часа, на протяжении которых я кушала и спала. После чего возвращалась на свою вторую тренировку. А затем вечером занимаюсь с малышами. Так мне интереснее живется (смеется).

– Когда поняли, что будете бороться за участие в чемпионате мира-2022?

– Где-то с середины ноября я начала входить в тонус и возвращаться к тренировкам. В декабре у нас был отборочный чемпионат Украины. Я выступила на нем с Ксюшей Байло в синхронных прыжках. Не возникло ощущения, что был большой перерыв или какой-то мандраж.

Я уже научилась абстрагироваться от этого соревновательного тремора, уходить в себя, в свои мысли. Я считаю: зачем лишний раз нервничать, если уже нанервничался на тренировках, набился, наплакался? На соревнованиях ты уже должен выйти и показать те лучшие прыжки, которые у тебя получаются.

– То есть, на чемпионате мира вы не нервничали?

– Я нервничала только за стойку, которая как раз у меня не получилась. Это был прыжок со звездочкой, который не дал мне пропуск в финал. Больше всего за него переживала и хуже всего он у меня получился. Я теперь шучу, что вместо меня его будет прыгать тренер, потому что он занимался гимнастикой. У него стойка будет получше, чем у меня.

– А в Луганске остался кто-то из родных?

– Бабушка. Но, знаете, это люди того века, которые очень сильно привязаны к своему месту жительства, к своему дому. Это их родина. Сколько я предлагала переехать ей раньше и снова предлагала после начала полномасштабной войны...

А потом подумала, что, возможно, и лучше, что она осталась дома. Ей там безопаснее и спокойнее. А в Киеве она ничего не знает, хотя приезжала и ко мне в гости, и друзья ее приглашали. К тому же в Луганске она не одна, там осталась еще одна ее внучка и моя крестная.

– Смогли сохранить хорошие отношения? Потому что многие люди с подконтрольных Украине и оккупированных территорий переругались между собой после начала полномасштабной войны.

– В оккупированных частях Луганской и Донецкой области российское телевидение вещает уже на протяжении 8 лет, а в России зомбируют людей через телевизор. И 24 февраля бабушке сразу же начали рассказывать по новостям, что они приехали освобождать Киев. А бабушка давай рассказывать мне и маме, что нас якобы освобождают.

Мы ей сразу: "Бабушка, очнись! Галина Ивановна, вы здесь? В Луганске нас тоже очень хорошо "освобождали". И потом она немножечко усмирила свой пыл и поняла, что в каких-то моментах она немножечко не права. И сейчас мы особо не конфликтуем на эти темы.

– София, невозможно не заметить ваши татуировки. Сколько их у вас и что они значат?

– У меня их пять. Первым был Сатурн – это моя планета по совместительству с Ураном, потому что я – Водолей. Больше мне по гороскопу подходит Уран, но так как на протяжении своей карьеры я была очень трудолюбивым человеком и считаю, что посеешь, то и пожнешь, то больше мне подходит Сатурн.

Затем после чемпионата Европы-2017 я приехала домой в Луганск к родители, они тогда еще там жили, и набила себе на ноге розочку, никому об этом не сказав. Мама увидела и говорит: "Я тоже хочу". И мы набили с ней парную татуировку в виде ветки. Потом у меня были отношения, и мы тоже решили сделать парные тату с надписью "Ты сияешь ярче солнца". И еще на ноге набила этот стих. Я люблю татуировки и, думаю, еще сделаю.

Ранее OBOZREVATEL сообщал про бунт против россиянки в Международной федерации плавания.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!