УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Плачь Ярославского о Суркисе

690
Плачь Ярославского о Суркисе

Войны, скорее, амбиций, нежели реального бизнесового или управленческого смысла. Всегда острожный и сдержанный Ярославский в этот раз неожиданно и весьма резко вспылил. На первый взгляд, его истерика выглядит весьма традиционно и тривиально – человек крайне недоволен судейством конкретного матча с участием собственной команды. И искренне полагает, что судья "сыграл" на пользу другой стороне (в данном случае, динамовцам). Стандартная, в общем-то, ситуация для любых футбольных чемпионатов (не только для украинского). В футболе, в отличие от того же хоккея, судейство действительно вещь исключительно субъективная – без режима повторов и без режима исправлений "тут и сейчас" ошибок. А ошибки неизбежны. У нас, впрочем, принято считать, что любая судейская ошибка имеет конкретную долларовую цену. И цену эту платит… преимущественно Суркис-старший. Глупо, конечно. Но истерика Ярославского только добавила тяжеловесный булыжник в антисуркисовскую стену отчуждения. Дальше - либо волка съедят прочие волки, либо волк сам уйдет, спасая шкуру и остатки отраслевого влияния.

Прописная истина: в футболе всегда кто-то недоволен результатом и всегда под рукой оказываются банальные "теории заговоров", запросто объясняющие подобное недовольство. В нашем футболе судейством недовольны все и всегда. И именно некачественное, предвзятое судейство – неизменный козырь в "дружбе кого-то против кого-то". Наш футбол исторически был разбит на два крупных лагеря – суркисовский и ахметовский, а также имел одно "весьма специфическое "особое мнение" - Игоря Коломойского. Тактика Игоря Валерьевича хорошо известна: тихонько сталкивать лбами друзей/оппонентов, организовывать скандальные заварушки за чужой счет и собирать неизменные дармовые бонусы для себя лично. Но вот чего раньше не делал хозяин "Металлиста", так это не становился ключевым (пусть и временным) жестким антисуркисовским спикером. Ярославский сам по себе. Ничей. Вне большой битвы двух кланов – суркисовского ("Динамо") и ахметовского ("Шахтер"). Но, видимо, Ярославского больно, не по-детски обидели. И сейчас Александр Владиленович откровенно поплыл. Аккурат к пристани Рината Леонидовича (Ахметова) и Бориса Викторовича (Колесникова). Что это означает? Судя по всему, только одно. Антисуркисовский фронт быстро консолидируется и еще вчерашние нейтралы, предпочитавшие не встревать в перманентную драку титанов, вынуждены делать свои ставки. И правильно. Чего ждать-то? Лучше поучаствовать в разгроме одного из кланов и получить за это свои награды, чем остаться при своих (еще одна "хорошая" украинская традиция – бить ослабевших скопом). Действительно, команда, противостоящая Григорию Михайловичу, сегодня имеет гораздо больше козырей. Мощный административный ресурс (и дело не только в отраслевом вице-премьерстве Колесникова). Намного более доверительные отношения с правящим тандемом (президент/премьер).

Куда более эффективная и разнообразная медийная поддержка. Наконец, просто деньги, которые можно потратить "на войну" за контроль над футболом. Возможно, Александр Ярославский поначалу и просто в сердцах наговорил обидного. Но свисток прозвучал. И это сигнал всем – "определяйтесь, у вас остались считанные дни!". После – будет поздно. И что этому слаженному хору оппонентов сможет противопоставить Григорий Михайлович, пока еще глава Федерации футбола Украины? По сути (особенно на внутреннем рынке), ничего. Ему только кажется, что он контролирует ситуацию в общественных околофутбольных организациях и всегда сможет получить нужные ему решения "демократическим путем". Но ведь, еще раз напомню, это Украина – здесь всегда дружат только с сильнейшими на данный момент. А Суркис сегодня, к его большому неудовольствию, явно не относится к когорте победителей. И противостоят ему нынче не оранжевые "любители-дилетанты" Томенко и Луценко, которые тоже пытались покормиться с "Динамо" сразу после помаранчевой революции (весна 2005 года), а очень даже профессиональная команда, точно знающая, в каких коридорах какие слова говорит Григорий Михайлович и что нужно сделать, чтобы перекрыть ему все эти "коридоры влияния". Кроме всего прочего, с медиа у Суркиса отношения никогда не складывались. Разве что "свои газеты" были лояльны. Остальные просто закипели от гнева. И неудивительно, что сегодня околофутбольное общественное мнение в подавляющем большинстве либо смотрит на главу ФФУ крайне озлоблено, либо (что уже чуть лучше) просто безразлично. И ведь вот парадокс: братья Суркисы, зная о собственных проблемах, ровным счетом ничего не делали и не делают для исправления ситуации. Просто ждали. И, судя по всему, дождались. Буквально сразу за громким заявлением Ярославского последовала приватная встреча богатейших владельцев футбольных клубов в отеле "Хайятт", где Григория Михайловича окончательно доломали. Он уже почти отказался от руководства ФФУ и хочет вернуться в "Динамо". Вроде бы, правильно. Лучше – синица в руках. Но есть маленькое "но". Почему Суркисы решили, что их не будут добивать? Ведь и это еще не финальный матч. Скажем, как быть с амбициями и намерениями обозленного донельзя Константина Григоришина, который, несмотря на "энергетический компромисс в триумвирате Коломойский/Суркисы/Григоришин", все-таки хочет попить и "динамовской" кровушки? Впрочем, это – большая отдельная тема.

А текущая ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. И дело куда хуже, чем в некачественном судействе или в желании кого-то сломать Суркиса-старшего. Начать надо с того, что как таковой футбольного отрасли у нас нет. Вообще, нет. Есть отдельные фрагменты отрасли. Есть стадионы. Есть формально-профессиональные клубы. Есть даже кое-какие звезды. Но индустрии нет. Совершенно. И вина здесь лежит не на ком-то одном, а на всех "футбольных активистах" сразу. Дело в том, что наши бизнесмены, приобретая футбольные клубы и вкладывая в них действительно серьезные инвестиции, делали ставку только на одну "игрушку" – европейские турниры. "Если ты громко стучишь дверями в Европы, значит ты в бизнесе". Под эту задачу формировались бюджеты, строились команды, покупались футболисты. Разумеется, без какой-либо глобальной индустриальной стратегии. Впрочем, даже под столь узкую евро/задачу у нас заточены от силы три команды. Тот же "Металлист" (почти заточен). А киевское "Динамо" и донецкий "Шахтер" только и работают на европейских площадках. Внутренний же чемпионат и кубок – место для тренировок и разминок в перерывах между важными матчами в Европе. И только-то. Остальное – отраслевая инфраструктура, продвижение отрасли, краткосрочные и долгосрочные бизнес-планы - и вовсе на глубоко заднем плане. В этой связи резон спросить, а есть ли сегодня в Украине менеджерская команда, которая способна выстроить "на футболе" прибыльную отрасль? С тем же рабочим бизнес-планом, точным бюджетом необходимых инвестиций, с программой привлечения болельщиков (а главное – их денег), медийными программами и программами телетрансляций. Ответ, естественно, отрицательный. Нет такой программы у Суркиса-старшего. Нет такой программы у Данилова (главы Профлиги). Нет и у Колесникова (вице-премьера по Евро-2012).

Отсюда второй резонный вопрос: нужно ли именно сегодня избавляться от Григория Михайловича? Возможно, да. А возможно и нет. У Суркиса-старшего имеется свой собственный огромный минус. Конфликтность и нежелание искать компромиссы. Но есть у него и свой собственный огромный плюс – он идеально понимает устройство европейской и мировой футбольной бюрократии. Не игры, но институций, принимающих ключевые решения. Он досконально знает хитроумные бюрократические тонкости футбольных органов управления и часто пользуется этим знанием в интересах Украины. Это надо просто признать и сделать соответствующий вывод. Может быть, суркисовские знания нам не важны. Если, скажем, приоритет – мощный внутренний чемпионат уже завтра. А может, нужны. У нас ведь нет гигантских бюджетов на продвижение "украинских тем" на глобальных рынках – все закольцовано на личные связи. Те же россияне, к примеру, работают в евро/структурах куда более нагло и денежно – они просто покупают нужные им решения. И правильно. Евро/бюрократ такой же коррупционный элемент. У нас же нет сопоставимых с Россией бюджетов продвижения, чтобы поддерживать собственные амбиции на вечном европейском бюрократическом фестивале. В ход идут дипломатические или даже интриганские таланты Григория Суркиса. Он точно знает, что нужно сказать и кому это нужно сказать, чтобы украинская Федерация футбола получила свой маленький плюс. Есть кто-то более эффективный для подобной роли?

Пожалуйста. А еще лучше, если появится план развития отрасли.

Пока же все выглядит крайне примитивно. Война амбиций. Для группы Ахметова-Колесникова группа братьев Суркисов в качестве головных распорядителей украинского футбола не приемлема. В качестве оппонентов по футбольно-клубному бизнесу – может быть. И это, на первый взгляд абсолютно справедливо. Но дальше – сплошной туман. А разве в итоге не получится монопольного доминирования иной группы? Амбиции, несомненно, будут удовлетворены. Но простое снятие (и даже изгнание) Суркиса ничего в нашем запущенном футбольном случае не решает. И, прежде всего, это не решает проблему создания так называемой самовоспроизводящейся системы. Т.е. такой футбольно-отраслевой системы, которая самая себя генерирует, сама зарабатывает, сама себя продвигает. Система должна быть полностью самодостаточной и независящей от олигархических прихотей. Сегодня же все держится на исключительном энтузиазме небольшой группы богатых людей. А если завтра этот энтузиазм иссякнет? Увы, все тут же вернется к крайне непритязательному, провинциальному варианту. Может, пора думать об индустрии, о профессиональном пиаре отрасли, о формировании околофутбольной медийной империи (звезды, шоу, аналитика) и т.п?

Михаил Подоляк

Читайте также:

ФФУ: неутолимая жажда власти

Суркис рулит!

А воз и ныне там

О вечных ценностях и вечной власти

А судьи кто...

Ночной сторож национального футбола