УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Поникаровский и Федотенко: "Донбасс" – это был очевидный выбор

Поникаровский и Федотенко: 'Донбасс' – это был очевидный выбор

Руслан Федотенко и Алексей Поникаровский внесли значительный вклад в победу "Донбасса" на розыгрыше Континентального Кубка. Отыграв часть сезона за лучший украинский хоккейный клуб (пока длился локаут в НХЛ) Федотенко и Поникаровский своим опытом и мастерством помогли наладить по-настоящему победную командную игру, которая уже принесла главный трофей на Кубке и, надеемся, поможет "Донбассу" качественно завершить дебютный сезон в Континентальной хоккейной Лиге.

"Обозреватель" предлагает вторую часть интервью со знаменитыми хоккеистами.

- Какой титул самый важный в карьере хоккеиста? Кубок Стэнли, Олимпийские игры, чемпионат мира?

Р.услан ФЕДОТЕНКО.: Для каждого существует своя вершина. Кто-то довольствуется и чемпионатом своей страны. Конечно, лучше всего выиграть много разных титулов, но мне кажется, что самый тяжелый трофей это, безусловно, Кубок Стэнли. Для победы в нем необходимо пройти долгий путь, сыграть очень много матчей и в регулярном чемпионате, и в плей-офф. Конечно, Олимпиада и чемпионат мира не менее важные турниры, на которых собираются лучшие хоккеисты из разных стран. Но из-за олимпийской системы часто бывают случаи, когда сильная команда уступает заведомо более слабой. В Кубке Стэнли же, если ты оступился в одном поединке, всегда есть шанс исправить ситуацию. В серии из семи матчей практически всегда побеждает сильнейший. Так что мое мнение, что StanleyCup выиграть намного тяжелее и престижней, чем остальные турниры.

Алексей ПОНИКАРОВСКИЙ: В идеале, конечно, хочется выиграть все: и Кубок Стэнли, и Олимпиаду, и чемпионат мира. Но надо быть реалистами. Иногда в силу разных причин не все получается так, как ты хочешь. Мне кажется, что в Европе предпочтение отдают Олимпиадам и чемпионатам мира, где выступает национальная сборная. А за океаном в большем почете, естественно, Кубок Стэнли. Здесь календарь всех внутренних чемпионатов подстроен под календарь сборной, чего в Штатах и Канаде нет в принципе. У нас все четко распланировано. Мы должны в сезоне отыграть 82 матча, попасть в плей-офф и постараться дойти до финала. Это еще примерно 25-26 игр. Это очень тяжелый путь и не всем под силу его пройти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Федотенко мог оказаться в балете, а Поникаровский бредил футболом

- Вы гораздо быстрее выиграете Кубок Стэнли, что Руслан уже дважды и делал, а ты играл в финале, чем Олимпиаду или чемпионат мира… В силу того, что команде Украины не хватает именно тех подносчиков снарядов, о которых мы говорили.

А.П.: Да, нам постоянно приходится проходить квалификационные турниры, которые забирают много сил и нервов. Пока ты доберешься до основного турнира, то уже столько отдашь… Для того, чтобы везде попадать без квалификации надо входить в число девяти лучших в мире. И не эпизодически, а постоянно.

- В вашей карьере все-таки есть отметка об участии в Олимпийских играх. Насколько неожиданным был для вас тот вызов в команду? В Украине ведь вы, по сути, не играли.

Р.Ф.: Такие турниры никогда не забываются. Ведь ты играешь за свою страну на главном турнире четырехлетия. Я ведь сыграл только один матч. Это был предварительный этап и регулярный чемпионат НХЛ не останавливали. Меня отпустили на один матч. Мы играли в Сент-Луисе, я там остался, перелетел в Солт-Лейк-Сити, сыграл за сборную, потом улетел в Филадельфию, а после этого Украина уже потеряла шансы пройти в основной турнир, и меня не отпустили на завершающий матч.

А.П.: У меня ситуация была несколько иной. Я в тот момент играл в фарм-клубе, а в чемпионате АХЛ был небольшой перерыв. И меня отпустили без проблем. Сказали: "Конечно, езжай. Тебе это будет полезно". И я провел в Солт-Лейке четыре встречи. Впечатления, конечно, не забываемые. Очень надеюсь, что мы сможем повторить это. Почему бы не в Сочи?

- Локаут в НХЛ это большая беда?

А.П.: Не знаю большая ли это беда, но лучше от этого никому не становиться это точно. Мы то себе работу нашли, а вот болельщики остались без хоккея. Лига пытается решить свои финансовые вопросы. А мы, как игроки, не хотим отдавать какие-то свои преференции, соглашаться на все их условия. Ничего не поделаешь, но это процесс, через который надо пройти. Локаут переживали и в НБА, и в НФЛ, так что мы не одиноки в своих проблемах. Через это проходят все. У кого-то это идет легче, у кого-то более проблемно.

- Такая же проблема была сейчас у теннисистов. Но они хотели подъема выплат с четырех процентов до 12-ти. У вас процент зашкаливает за 50.

Р.Ф.: Ни болельщики, ни вы, журналисты, ни даже мы, игроки, всех деталей не знаем, да и не надо. Нельзя сравнивать требования теннисистов и наши. Это как сравнивать по вкусу молоко и яблоко. Я постараюсь объяснить иначе. Вам предложили пойти на работу и пообещали 100 рублей. Подписали контракт, а когда пришло время платить, сказали, что заплатят только 80. 20 они оставят в фонд предприятия. Как бы вы на это отреагировали?

- Согласились бы вы безропотно или стали бы бороться за какие-то свои права?

Р.Ф.: Почему те же Кросби, Ковальчук, Овечкин борются за свои права? С ними подписали контракты, пожали руки, а теперь подходят и говорят, что мы будем платить тебе меньше. И дело не в суммах, прописанных в контрактах. Их как раз мои уменьшить, если ребята согласятся. Дело в принципе. Договор подписан, а теперь задним числом его условия пытаются изменить.

- Кто-то теряет, кто-то находит. В данном случае КХЛ и ХК "Донбасс" оказались в выигрыше. Насколько было неожиданным предложение из Донецка?

Р.Ф.: Я вел переговоры с Донецком еще до сезона, до того, как подписал договор с "Флайерз". Они давно сватали меня сюда. Я немного был в курсе того, что за команду делают в Донецке, какие люди этим руководят, поэтому предложение после локаута для меня неожиданным не было.

А.П.: Я знал, что здесь сделали неплохую команду, а после того, как объявили локаут, я посоветовался со своим агентом, принял решение, что я поеду играть сюда. Мы были в постоянном контакте, и как только в НХЛ объявили локаут, я тут же подписал контракт с "Донбассом" и улетел в Украину.

- Насколько отличается уровень игры в НХЛ и КХЛ?

А.П.: Здесь игра не настолько контактная и силовая, как в НХЛ. Естественно, свою роль играет и размер коробки, которая в Европе несколько больше. За океаном вся игра идет на коротке. Здесь же можно разбежаться, закрутить комбинацию. И в НХЛ гораздо больше физической борьбы. В Америке хоккей несколько проще по сравнению с Европой. Тут он больше комбинационного плана, а за океаном силового. А мастеров хватает и тут. Очень много российских ребят отличного уровня. И по катанию, и по мысли.

Р.Ф.: Я полностью согласен с Лешей. Из-за размеров площадки стили игры совершенно разные. Я был приятно удивлен наличием здесь очень талантливых ребят. Отличный уровень катания, классная физическая подготовка, которая опять-таки объясняется размерами площадки. Так что местный уровень хоккея был для меня приятным сюрпризом. Так что Лига очень хорошая.

- У вас обоих подписаны годичные контракты в НХЛ. Если не сложится с поиском команды за океаном, согласились бы играть здесь? Многие ведь уехали оттуда и с блеском выступают здесь.

Р.Ф.: Сейчас нет смысла загадывать так далеко.

- Вопрос в том, держишься ли ты за Канаду зубами, или вполне можно играть и здесь?

Р.Ф.: Играть можно и здесь, конечно. Но у меня семья американская. Жена, дети… Бросить все и уехать сюда играть? Без семьи будет тяжело. Но если будет шанс играть в НХЛ в хорошей команде, то я, естественно, выберу НХЛ. Не хочется надолго расставаться с семьей. Но лишь из этих соображений. Но, если брать во внимание чисто спортивную составляющую, то КХЛ вполне приемлемый вариант.

А.П.: У меня тоже семья там, дети ходят в школу.Если и принимать такое решение, то принимать его всей семьей. Я всегда стремился играть в НХЛ. Когда ты, наконец, попал туда, сбылась твоя мечта, то хочется играть там как можно дольше. Я так далеко не заглядываю, но буду стремиться играть там. Никто передо мной двери не закрывает, и вариант с КХЛ всегда можно рассмотреть, если что-то не получилось в Америке. Я еще Кубок Стэнли не выиграл.

- До скольки лет собираетесь играть? Айзерман до 40 выходил на лед, о Горди Хоу я вообще молчу…

А.П.: Это вопрос сложный. Буду стараться играть до тех пор, пока будет позволять тело. Все зависит от травм, от того, как ты будешь из года в год поддерживать свою физическую форму. Но еще очень важно правильное питание, восстановление. Нельзя определенно утверждать, что я буду играть до 45-ти! Это уже тебе будет диктовать твое тело.

Р.Ф.: Я могу хотеть играть и до 50-ти, но вопрос в том, нужен ли я буду кому-то в таком возрасте? Если ко мне будет интерес со стороны команд, несмотря на мой возраст, то можно и в 50 выйти на лед. Есть ведь такие люди, которые и в 27 уже играть не могут, а кто-то в 40 приносит команде больше пользы, чем 25-летние. Возраст – не главный показатель. Конечно, хочется играть как можно дольше, но есть свои цели в жизни. Мне повезло, я дважды выиграл Кубок Стэнли. Надо еще раз поднять его над головой.

- С Лешей поделись…

Поникаровский хохочет, а Руслан продолжает: Не вопрос. Пусть присоединяется к моей команде. Выиграем вместе. У меня сначала была цель просто выиграть Кубок, потом захотелось сделать еще раз. Сейчас надо выиграть еще один перстень. А то непорядок: три сына – два перстня. Надо сравнять. Потом хочется сыграть 1000 матчей в НХЛ. Цели всегда есть. Выполняешь одни задачи, появляются другие. А загадывать до скольки лет играть – дело неблагодарное.

- Насколько трейды могут выбить игрока из состояния психологического равновесия?

А.П.: Конечно, это неприятный момент, но когда ты играешь в Лиге довольно долго, то понимаешь, что это часть твоей работы. К сожалению, подобное в нашей работе встречается, но я всегдастараюсь относиться к этому философски. Мол, что не делается – все к лучшему. Естественно, что это всегда отражается на семье. Да и для тебя самого не сахар. Надо привыкать ко всему новому: новая команда, новый тренер, новая система игры, новые условия быта. Семья сорваться с места не может, поскольку дети ходят в школу, жена работает. Но это твоя работа, которую ты не можешь бросить просто так. К этому надо привыкнуть.

Р.Ф.: Леша все рассказал, как есть. Те люди, которые спокойно к этому относятся, проблем не имеют. Какие-то нюансы есть всегда и в любой команде: тренер любит или нет, дает играть или нет, подходит тебе эта система, а может, ты предпочитаешь другую. Но если ты знаешь как правильно себя настроить, как полностью сосредоточиться на игре, то все эти проблемы будут просто мелкими неурядицами.

- В "Тампе", выигравшей Кубок Стэнли, ты был одним из лучших бомбардиров команды, к тому же забросил две шайбы в решающем седьмом матче серии. Не было обидно, что MVP финала признали не тебя?

Р.Ф.: Тогда мне было все равно, кто забивает, кто MVP. Я хотел выиграть Кубок Стэнли, это было самое важное для меня. А все остальное, как говорится, до лампочки. Ричардс, получивший звание лучшего в финале, очень хороший игрок. Я до сих пор поддерживаю с ним отношения. Он заслужил это звание, хотя мое мнение, что MVP надо было давать Николаю Хабибулину.

- Насколько сильно отличается Кубок в составе "Тампы" от такого же достижения с "Питтсбургом"? Где было сложнее?

Р.Ф.: Тяжело ответить. Легких Кубков вообще не бывает. Каждый был сложен по-своему. Другие команды, другой состав, другие партнеры. Конечно, когда это было впервые, то я не знал чего ожидать, как реагировать. С "Пингвинз" было немного легче, поскольку у меня уже был опыт, который мне очень пригодился.

- Еще один вопрос Алексею. В финале Кубка Стэнли прошлого сезона ты играл в одном звене с Ильей Ковальчуком. Чего вам не хватило для победы?

А.П.: как всегда, не хватило мелочей… А главное, Руслана не хватало (оба смеются). Мы начали серию с двух домашних поражений. Это был настоящий шок. Мне кажется, что это были переломные моменты серии. Потом мы еще проиграли первый выездной поединок, осложнив себе жизнь максимально. И когда счет стал 0:3, мы начали делать то, чего еще никому не удавалось. Два матча мы выиграли, а в шестом случилось то, что случилось. Нам дали пятиминутное удаление, за которое мы пропустили две шайбы. Мне кажется, что вот тут именно тот случай, когда нам не хватило удачи. У них в овертайме шайбы залетели, а у нас нет. Отдавались все по полной программе, но после драки, как известно, кулаками не машут.

- Насколько я понимаю мечта выиграть Кубок Стэнли остается. Может, клубы ты выбираешь под эту мечту?

А.П.: Если есть широкий выбор предложений, то ты можешь себе позволить крутить носом, и выбирать команду по своему вкусу. Сложнее, если ты располагаешь одним-двумя вариантами. Естественно, мечта остается и всегда надо стремиться к ее осуществлению. Поэтому я не унываю. Если я подписываю контракт, то я должен прийти в команду и помочь ей выступить как можно лучше. Помочьвсем, чем я силен: игрой, эмоциями, шайбами.