Блог | В ожидании марша Мендельсона, или Говорите тише
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
"Сейчас молодежь такая ушлая, что в обиду себя точно не даст, так что нечего тебе переживать", – услышала я за соседним столиком и, прямо скажем, заинтересовалась.
Да, нехорошо подслушивать чужие разговоры, но и отстраниться от них невозможно, будучи на расстоянии менее полуметра от собеседников, считающих возможным для себя разговаривать в общественных местах так, будто вокруг них никого нет. Иногда, скажем прямо, это просто мешает. Но что делать, если изменить эту ситуацию не можешь и, при этом, перед тобой не стоит задача повышать культуру общения граждан в общественных местах. И тогда вспоминаешь о том, что везде и всегда можно и нужно искать положительные моменты. Например, взглянув на сидящих рядом собеседников по-другому, можно позволить себе увидеть их эмоции, а потом представить, как могут выглядеть герои будущих публикаций или историй из книги.
Читайте: “Гражданский брак”: кто кому должен?
И вот уже иначе начинаешь относиться к тому, что они громко говорят и, как казалось вначале, тебе мешают. Нет, не мешают, а, скорее, наоборот, помогают. Ведь чего только не услышишь! Вот и сейчас, как оказалось, я стала случайным свидетелем того, как две женщины, одна из которых, судя по всему, была поставлена взрослой дочерью перед фактом, что выходит замуж, решают "глобальную" проблему, как эту дочь уберечь и защитить. Конечно, не зная подробностей, трудно сказать, что там за повод для беспокойства и от чего хотят девочку защитить. Но в словах матери однозначно "читалось", что свадьба может так и не состояться, а "уже столько потрачено". И было непонятно, что же ее больше беспокоит: возможная несостоятельность жениха или неприязнь к нему, или же количество потраченных денег, которые, судя по разговору, вполне могут превратиться в ее убытки?
Читайте: Кредиторы, кредиторы, а я маленький такой…
Глядя на этих двух женщин и слушая их разговор, невольным свидетелем которого я стала, вспомнила о том, что судебная практика, к сожалению, говорит, что не так уж редки "срывы" брачных церемоний из-за неявки одной из сторон или же из-за прямого отказа вступать в брак, сделанного накануне свадьбы, с последующим взысканием убытков с виновной стороны. А ведь есть действенные механизмы, способные практически нейтрализовать будущие споры в отношении того, кто, кому и за что должен, если свадьба не состоялась. Весь вопрос в желании узнать предмет. А такое желание возникает не всегда и далеко не у всех. Уже потом, когда что-то произошло, о чем вы где-то слышали, но считали, что с вами уж точно такого не произойдет, начинаете интересоваться, а как могла бы повернуться история, предприми вы хоть что-то. А потом произносите до боли знакомую всем поговорку: "Знал бы где упасть, соломки бы подстелил", обращая свои мысли в прошлое и пытаясь в нем хоть что-то изменить. Но ни одна история не терпит сослагательного наклонения.
Читайте: Еще раз о правах
Кстати, все та же судебная практика способна продемонстрировать, что убытки, понесенные в связи с подготовкой к свадьбе, взыскивают не только тогда, когда речь идет о значительных суммах. Некоторые, отправляясь в суд, пытаются взыскать убытки, сумма которых, зачастую, несопоставима с потраченным на судебный процесс временем, и при этом сторона, желающая вернуть свои "инвестиции", как правило, не имеет достаточных доказательств этих затрат.
В одном из судебных процессов женщина взыскивала с мужчины, отказавшегося регистрировать с ней брак: залог за свадебное платье – 3000,00 грн., стоимость туфель – 955,00 грн., задаток за аренду банкетного зала – 900,00 грн., аванс за аренду транспортного средства – 1000,00 грн. Заявленные требования были удовлетворены, поскольку подтверждались документально. Однако женщина пыталась взыскать также и другие убытки. В частности, возникшие в связи с приобретением икон, свадебных рушников, белья, услуг хореографии. Но, при отсутствии подтверждающих данные затраты документов, судом было отказано в удовлетворении этих требований.
Читайте: Голь на выдумку хитра
В другом процессе суд рассматривал требования о взыскании с мужчины, отказавшегося вступать в брак, убытков, понесенных женщиной в связи с приобретением свадебного платья стоимостью 850,00 грн., фаты стоимостью 200,00 грн., кольца стоимостью 298,00 грн., подвязки для чулок стоимостью 25,00 грн., трех свадебных рушников стоимостью 50, 40 и 60 грн., подушечки для колец стоимостью 35 грн., свечки "Семейный огонь" стоимостью 70,00 грн. и шпильки для прически стоимостью 35,00 грн. А также сумм, переданных женщиной будущему супругу, в размере 2265,00 грн., для оплаты авансовых взносов за аренду зала, продуктов и услуг тамады. Что-то из этого было судом принято во внимание, а что-то, как не подтвержденное, осталось лишь в памяти истицы.
И вот глядя на эти суммы и сопоставляя с тем количеством времени, которое, в частности, истцам пришлось провести в залах судебных заседаний, у меня лично возникает вопрос в целесообразности такого мероприятия – разрешения таких споров через суд. При этом, судя по всему, до этого истицы обращались к юристам для подготовки исков и, в последующем, представления их интересов в суде. Вероятно, это тоже чего-то стоило.
Читайте: "Если у вас нету дома, то вам его не потерять"
Так не лучше бы изначально договориться обо всех условиях? И прежде чем тратить деньги на подготовку к свадьбе, обратиться к специалистам и выяснить все вопросы, в частности, вопросы, связанные с взысканием средств в качестве убытков, в случае, если регистрация брака не состоится.
Вот кто бы что ни говорил, я не верю, что женщина не способна предвидеть поведение мужчины, за которого она собирается выйти замуж. Вопрос, скорее всего, в том, что женщина не хочет себе признаться в этом, а конкретно, что радостный день может так и не наступить. И для того, чтобы, как говорится, не сглазить, наверное, не хочет конструктивно подумать над вопросами, которые в будущем для нее могут стать основными. Кстати, во втором случае, исходя из текста решения, женщина была беременна и этим же обосновывала взыскание с ответчика морального вреда, который, по ее мнению, был ей нанесен отказом мужчины вступать с ней в брак. Но суд, отказывая в удовлетворении этого требования, высказался однозначно: не принимаются во внимание доводы, приведенные истицей о том, что ее мечты, как невесты, надеть свадебное платье и создать семью остались неосуществлёнными, поскольку они не имеют правового обоснования для возмещения ей морального вреда в связи с отказом ответчика заключать с ней брак. Также суд отметил – то обстоятельство, что она беременна, не является обязательным условием для заключения брака, в связи с чем данное обстоятельство не создает правовых оснований для возмещения морального вреда.
Пожалуй, на этом закончу свои рассуждения на тему возмещения убытков в связи с отказом вступить в брак, которые появились благодаря случайно услышанной беседе двух женщин. К слову сказать, в моей Книге этой теме посвящен отдельный раздел с конкретным описанием тех механизмов, применяя которые, можно защитить свои имущественные права (начиная со страницы 120) на стадии подготовки к свадьбе и вступления в брак.
Берегите себя и старайтесь говорить тише в общественных местах – вас могут услышать, например, то, как вы просите "черкануть" справочку о беременности и указать там небольшой срок, скажем, недель семь. Но это будет уже другая случайно услышанная история.