Псевдоответственность: как бизнес искажает стандарты КСО
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В предыдущей статье на сайте Lepta простыми словами объяснялось, почему украинский бизнес должен активизировать свое участие в решении социально-экономических проблем общества.
Сегодня речь пойдет о том, как и с какой целью украинские компании внедряют международные стандарты социальной ответственности (КСО) и почему "не все то золото, что блестит".
Любой бизнес априори является социально ответственным, поскольку имеет как положительное, так и отрицательное влияние на общество.
Следовательно, логичным является главный посыл КСО: компании должны предотвращать, смягчать и компенсировать любое негативное воздействие, будь это продукт, услуга или непосредственно сам производственный процесс.
На сегодняшний день существует несколько трактовок значения социальной ответственности, как и моделей ее применения. Основные сводятся к трем направлениям: компания должна оптимизировать свою работу, смягчать негативные последствия на окружающую природную и социальную среду и, собственно, заниматься благотворительностью.
Существует также международный стандарт ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности", который четко регламентирует нормы и характеристики КСО.
Основной его посыл звучит так: "КСО – это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации".
Детальнее о том, как украинский бизнес влияет на экологию и общество, можно прочитать на сайте Lepta.
Что же происходит в реальности? Действительно, все больше украинских компаний заявляют о приверженности принципам КСО. Например, на сайтах "АТБ", "МЕТРО Кеш энд Керри", "Метинвеста" и еще нескольких крупных игроков даже появился отдельный раздел, посвященный социальной ответственности.
Но на практике компании часто искажают первоначальную идею КСО и подают ее так, как будет в первую очередь выгодно им.
Яркий пример – недавняя социальная инициатива сети автозаправочных станций под названием "Дорога добра". Компания предлагает посетителям приобрести кофе "в особом благотворительном стаканчике". Его стоимость – на 3 гривны дороже. Вырученные средства компания обещает направить на покупку и ремонт медоборудования детских клиник и центров по всей Украине.
Автозаправки и раньше инициировали подобные акции. Менялось наполнение, символическая цена "благотворительного взноса", но не суть. Компании целенаправленно минимизируют свое участие в решении той или иной проблемы, по сути перекладывая затраты на простых людей. В итоге люди помогают людям, а бизнес как бы остается в стороне, выступая эдаким координатором процесса.
Компании называют это "разделением социальной ответственности" с обществом. Безусловно, бизнес участвует в решении проблемы, но явно в меньшей степени, чем это необходимо. При этом, ни о каком соблюдении этических норм, которые прописаны в стандартах КСО, разумеется, речь не идет.
Также часто в крупных торговых центрах и продуктовых супермаркетах можно увидеть так называемые "социальные корзинки" по сбору средств или продуктов для нуждающихся. Бизнес вносит эту инициативу к себе в список социальных активностей, но по факту, опять же, участвует в решении проблем общества лишь частично, перекладывая финансовую нагрузку на своего потребителя и увеличивая на деле свои доходы.
Подобные акции могут иметь разный формат, но цель у них одна: отстраниться от значительных финансовых трат косметическими процедурами, подменяя собственную выгоду эффективными социальными активностями. Такие инициативы нельзя считать полноценной социальной ответственностью бизнеса в классическом понимании норм КСО.
Двойные стандарты и подмена понятий по своей природе не могут быть эффективными, если целью стоит действительно решение социальной проблемы.
Можно ли в такой ситуации говорить об искренних намерениях бизнеса помогать обществу? Вопрос спорный. КСО в таком виде не является действенным инструментом для решения социальных проблем и потребностей.
Подобная практика должна уйти в прошлое, а компании, которые действительно хотят что-то сделать для людей, обязаны пересмотреть подход к планированию и реализации социальных инициатив и проектов.
Именно с этой целью в Украине создается "Рейтинг социальной ответственности бизнеса". Его цель – изменить подход к взаимопомощи и способствовать развитию социальной ответственности бизнеса.
Детальнее о Рейтинге, его задачах и возможностях читайте на сайте Lepta.
Рейтинг корпоративной социальной ответственности реализуется в рамках проекта Lepta в партнерстве с медиахолдингом OBOZREVATEL.