Блог | Обезьянам в пиджаках и галстуках осталось недолго править
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Вообще то я не люблю шумные выставки и пыльные музеи. А вот когда представляется возможность пощупать экспонаты и спокойно подумать - это я люблю!) Такой шанс мне выпал в южной Эфиопии. В поселке Джинка, где заканчиваются все, даже самые плохие дороги. И где нашли останки одного из древнейших наших предков. Вот какое открытие меня осенило...
Фраза "доброта спасёт мир" выстрадана человечеством за миллионы лет. Это не просто красивые слова! И я вам готов с помощью последних научных данных это доказать.
Как вы помните первым человеком, вернее приматом, планеты Земля был живший на деревьях тропических лесов 20 миллионов лет назад проконсул. 10 миллионов лет назад в результате похолодания и наступления засушливого климата тропический лес стал редколесьем и с ветки на ветку особо не попрыгаешь. Наши предки спустились на землю.
В это время они походили на горилл или шимпанзе. Жили небольшими группами, примерно по 30 особей. Всем заправлял главный самец. Альфа-самец. Он был самым большим и самым клыкастым. Остальные самцы время от времени устраивали с ним турниры, попросту говоря, дрались за первое место в иерархии. Чтобы самим стать "альфами". Потому, что самкам наших предков нравились только победители турниров. Только альфы. А с проигравшими они дел иметь не хотели, а уж рожать от них — тем более. У наших предков 5% самцов были отцами 95% детёнышей. Они дрались за ограниченный репродуктивный доступ. За то, чтобы понравиться самкам.
Турнирным самкам нужны накачанные "парни". Эталоны тогдашней мужской моды. И чтобы их дети были такими же. Так что победитель турнира — просто донор спермы для самки. И сперма должна быть хорошей с достойным генетическим материалом, из которого выйдет здоровое потомство повышающие шанс самки передать копии своих генов последующим поколениям.
Оборотная сторона медали такого положения дел в том, что турнирные самцы никогда не заботятся о детях. Детёныши их раздражают, а иногда, новый победитель турнира убивает всех не выросших детей того, кого он победил. "Альфа" устраивает инфантоцид. Главное достоинство турнирного самца - это его сила мышц.
Но, как мы знаем, на любую силу всегда находится еще большая сила. И так вышло, что вместе с нашими предками с деревьев на землю спустились предки павианов. И мозг у предков павианов развивался с точно такой же скоростью, как и у наших предков, достигая таких же объёмов.
Закон природы гласит, что если два вида занимают одну экологическую нишу, то между ними будет ожесточённая борьба на выживание, вплоть до вымирания одного из конкурирующих видов.
Наши предки, тогда они назывались австралопитеки, так же как и шимпанзе и гориллы, жили небольшими группами, не более 30 особей. Мы и по сей день так устроены, что школьный класс, студенческая группа, армейский взвод — это примерно 30 человек.
А павианы могут собираться в стаи до 2 тысяч особей. Причём, у них в стае очень жёсткая иерархия. У них клыки, как у саблезубого тигра, свисают вниз и больше, чем у леопарда, вдобавок они очень жёстко организованы. По-военному. Когда стая павианов передвигается боевым клином по саванне, то даже львы уступают им дорогу.
Команды в стае павианов исполняются беспрекословно. За неповиновение неизбежно последует физическая расправа наказание или смерть. Даже у самок павианов существует такая же жёсткая иерархия.
Своей невиданной военной организованностью павианы загнали шимпанзе и горилл обратно в тропические леса на западе Африки. А на востоке Африки, в Эфиопии, павианы стали давить наших предков австралопитеков.
Представьте себе, научное название того древнего павиана Dinopithecus ingens переводится как "Огромная страшная обезьяна" — полтора метра в холке! Как лошадь! А австралопитеки едва-едва достигали полутора метров стоя на двух ногах. Огромные страшные обезьяны запросто отбирали у турнирных самцов территории, корм. А самих австралопитеков павианы беспощадно уничтожали вместе с самками и детёнышами. Естественный отбор как он есть. Побеждает сильнейший. Не так ли? А вот и нет! Не так!
Увидев, что альфа-мужья не справляются с ситуацией, в борьбу вступили жёны австралопитека афарского. И всех их для нас олицетворяет Люси, — 30-летняя самка австралопитека, чей самый полный скелет из всех найденных, был обнаружен в долине реки Омо в Эфиопии.
Пластиковый дубликат Люси есть в Хьюстонском музее естественной истории (США) и в Музее национальной антропологии в Мехико. А подлинник находится в Национальном музее Эфиопии в Аддис-Абебе.
Здесь позволю себе лирическое отступление. Когда французско-американская экспедиция нашла древнейший скелет самки австралопитека, по радио крутили популярную песню музыкальной группы The Beatles "Lucy in the Sky with Diamonds". В свою очередь, 34-летний Джон Леннон написал эту песню после совместного выступления с 45-летней советской певицей Людмилой Зыкиной. Звезда советской сцены была звездой в прямом смысле слова — настолько популярна в СССР и за рубежом (выступали они в США), что её именем был назван астероид. Впечатлённые "Битлз" исполнили "Люси на небесах в алмазах", которая стала мировым хитом и дала имя самой известной самке австралопитека афарского.
Теория Дарвина недаром называется "естественный и половой отбор". Именно с половым отбором выступила древняя Люси и её подруги. Они перестали выбирать самцов по большой мышечной массе, вторичным половым признакам и большим клыкам для откусывания плоти противника.
Какую даму выбирает альфа самец? По каким признакам? Какую самку он предпочтёт? Правильный ответ: любую, которая его захочет. Ведь он ничего не теряет. У него нет никакого родительского поведения. Его вклад — это сперматозоиды.
Всё, чем он занят – более или менее успешно дерётся с другими самцами австралопитеками и совсем безуспешно — с самцами "Огромных страшных обезьян".
Так что турнирные австралопитеки были неразборчивы — с кем им спариваться. Но выбирает всегда тот, кто несёт большие затраты на рождение потомства. То есть, самки. Прежде Люси явно не рассчитывала на какую-то помощь от своих мачо. Ей были нужны просто хорошие гены. Это всё, что она надеялась от альфа-самца получить. Но как мы помним, турнирные самцы — плохие папаши. Дети их раздражают.
И вот, на существенно сократившейся территории, где нет того изобилия злаков, фруктов, овощей и съедобных кореньев, Люси приняла решение - не рожать больше от тупых воинственных мужланов, которых всё равно "Огромные страшные обезьяны" забивают одной левой. Люси захотела рожать от доброго самца, который может принести ей еды, пока она беременная и неповоротливая, а также присмотрит за ребёнком, когда тот родится. И, пусть не часто, но все же подкинет еды взрослеющему чаду и его маме.
Люси стала спариваться с самцом, который был не чрезмерно большой, но добрый и умный. Потому, что добыть еды на двоих в условиях, когда давят павианы — надо проявить смекалку. Сила уже не выручает. Самцы австралопитеки в ответ, чтобы соответствовать новым требованиям Люси и её подруг, перестали "качаться" и отращивать клыки — всё равно "Огромных страшных обезьян" этим не возьмёшь. Они стали развивать те преимущества, какие были у австралопитеков перед гигантскими павианами:
Прямохождение — если стоять на двух ногах, то в саване дальше видно. Четырёхногий павиан ещё не прочухал, а ты на двух ногах увидал, побежал и схватил первым.
Когда стоишь на двух ногах, меньше площадь нагрева тела. А в саванне это жизненно важно. Павианы подставляют пекущему солнцу всю спину, а австралопитек только лохматую голову. Павианы могут активно двигаться по саванне лишь утром и вечером, а в полдень лежат где-нибудь в кустах и превозмогают жару. То же самое делают львы, которые, как известно, охотились не только на павианов, но и на австралопитеков. Умный муж Люси выходил на пропитание в полдень, не опасаясь их атаки.
Австралопитек научился потеть всем телом. Лучшая в саване терморегуляция сделала его единственным полуденным собирателем и охотником.
Люси стала отдавать предпочтение тому австралопитеку, кто станет хорошим отцом. Вместо победителя турнира и альфа-самца самки начали спариваться с победителями в номинации "Отец года". В ответ мужчины австралопитеки стали следовать некоторым ритуалам – приносить еду для Люси, красивый мех, разные прикольные штучки и тому подобное.
Так самки австралопитека афарского, одной из которых была Люси, 3,2 млн. лет назад, выбирая самцов с клыками поменьше, но подобрее и поумнее, превратили австралопитека афарского в австралопитека грацильного. То есть, без выдающихся вторичных половых признаков. С низким уровнем агрессии и высоким уровнем сострадания. И у них с мужьями не стало разницы в продолжительности жизни. А чем дольше ты живёшь, тем больше набираешься жизненного опыта, который потом ты передашь сыну или дочери, с которыми возишься до их повзросления. И дети твои изначально войдут во взрослую жизнь с интеллектуальным капиталом бо́льшим, чем у тебя.
Представляете, какую важную роль стали играть отцы в воспитании сыновей -австралопитеков? Их потомки стали впоследствии Homo habilis - человеком умелым, и съели всех "огромных страшных обезьян", а из грив турнирных самцов павианов сыновья Люси стали изготавливались украшения для своих женщин.
Внезапно приобретает антропологический смысл сказка Редьярда Киплинга о том, как женщина приручила сначала мужчину, а потом уже и всех остальных домашних животных!
Мы все потомки Люси. И по сей день, если спросить, какого человека хочется в супруги, то сначала, конечно же, перечислят признаки голливудской кинозвезды с недвижимостью на Лазурном берегу Франции и с тонким чувством юмора; но если сжать рамки, то мужчины захотят красивую (понимай "здоровую, чтобы родила здоровое потомство"), а женщины – богатого (понимай "с обильной кормовой базой для потомства"); но если ещё сильнее сжать рамки, то и мужчины, и женщины захотят семейничать с "умным и добрым" человеком. Вот так за миллионы лет закрепилась бессознательная тяга к доброму.
Правда, в современных обществах, где снова начали править обезьяны в пиджаках и галстуках, вопросы стали решаться с позиции силы. Но история скоро расставит все по местам.