УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Между катастрофой и рабством, 27 января 2011

Между катастрофой и рабством, 27 января 2011

Среди широкого списка анонсированной властью реформ важнейшее место, без сомнения, занимает жилищно-коммунальная. Несложно также догадаться, что отношения к ней большинства населения, мягко говоря, настороженное. Действительно – если сам истеблишмент только и говорит о «болезненных», «непопулярных» и прочих малоприятных шагах – кому ж они понравятся? В смысле из числа «популюса», простого народа – а не его «слуг», обычно живущих на несколько порядков богаче своего номинального «хозяина».

Между тем, что-то – а вопрос улучшения ЖКХ действительно назрел. Конечно, тоже самое можно сказать и о других сферах – но там, все таки, тезис о «неотложности» будет некоторой натяжкой. Возьмем, к примеру, административную сферу. Да, раздутые штаты – это плохо, коррупция – еще хуже. Но, положа руку на сердце, с наличным чиновным людом Украина живет все 20 лет своей независимости. Неприятно, неудобно – но не смертельно. Или та же медицина. В сущности, нашим согражданам формально доступны большинство ее услуг, предоставляемых и в самых развитых странах. Правда – при условии наличия у пациента кошелька достаточно толщины. Впрочем, когда «пахнет жареным» – обычно деньги на лечение того или иного уровня находятся почти у всех – за исключением, разве что бомжей или абсолютных бедняков.

А вот жилищный фонд – дело другое. Конечно, доставшиеся Украине от СССР его мощности (как и в промышленности, сельском хозяйстве, остальных сферах) позволяли до сих пор худо-бедно их эксплуатировать почти без дополнительных капвложений. Но до бесконечности такая ситуация длиться не может. Жилье и коммуникации начинают просто рассыпаться. Так, запланированный при «знатном кукурузоводе» срок граничной службы «хрущевок» исчисляется где-то полувеком – который, увы, как раз ныне и истекает. Где-то власти удастся решить эту проблему, продав их на слом в престижных районах (вместе с занимаемой землей) коммерсантам, которые в благодарность расселят жильцов на окраины, в новые дома – а сами настроят элитных квартир и торговых комплексов. Но такая схема сработает разве что в крупных городах – городки мелкие (а тем более – поселки городского типа) и так имеют достаточно земли для строительства, зачем застройщикам еще тратиться на жилье «выселенцам»?

Между тем, безжалостное время и связанная с ним энтропия (самопроизвольное стремление к хаосу) работают вне зависимости от наличия у власть предержащих планов по спасению ЖКХ. Тысячи «фонтанов» из-под асфальта, из прогнивших труб отопительной системы, в которые порой проваливаются автомобили и даже живьем ошпариваются люди (делающие стольный град Киев похожим на Камчатку с ее «долиной гейзеров») – это только «цветочки». И даже замерзший в лютую зиму 2006 года 60-тысячный шахтерский Алчевск – тоже. Хуже будет, когда дома начнут элементарно рушиться – без землетрясений, падений боеголовок уклонившихся от курса ракет (как это было в Броварах) и прочих форсмажоров. Тем более, что все не слишком ленивые жильцы многоэтажек, мнящие себя «крутыми», уже сделали в своих квартирах «евроремонт» с перепланировкой стен – тем самым нарушив единство несущих конструкций зданий.

Пока такие ситуации будут возникать эпизодически – справиться с ними будет относительно несложно. Власть даже сможет и пропиариться лишний раз – показав по всем телеканалам свою «заботу о пострадавших». Все равно, для бюджета получится дешевле, чем обеспечить текущий контроль состояния – с такими же текущими ремонтами всего аварийного жилищного фонда, доля которого расчет с каждым днем. Хотя жизнь погибшим все равно не вернуть. Да и элементарно найти новое жилье пострадавшим даже в городах-миллионниках тоже сложно – как это показал пример Днепропетровска, где после взрыва газа в одном из зданий риэлторы сразу же подняли цены на продаваемые квартиры до небес.

А если дома начнут сыпаться целыми кварталами? Тут уж «накроет» и «новых украинцев», живущих по соседству с «пролетариями». Это же не УССР образца 1986 года, когда эвакуированным чернобыльцам строили жилища всем Союзом – да и то на это ушло несколько лет. Хорошо, что Союз рухнул только в 1991 году – а то быть бы жертвам «мирного атома» и по сей день бомжами.

«Этапы большого пути»: «голодный паек», компрометация, реформа…

Одним словом, реформа ЖКХ ныне является одной из самых назревших и неотложных. И это понимает даже власть. Правда, сама не хочет для изменения положения ударить палец о палец. Сначала, на заре независимости, она попросту сняла с себя ответственность за жилой фонд – щедро разрешая его приватизировать. Доверчивый пипл ломанулся за «бесплатным сыром» – переписав в свою собственность все, вплоть до углов в общагах-«клопятниках».

Порой мелькает шальная мысль – а что было бы, если бы люди отказались от «королевского подарка» – оставив свои жилища в госсобственности? Хотя, для официального Киева и тогда бы ничего не изменилось – на этот случай у него давно была припасена «вторая линия обороны», такая же «обманка», как и приватизация – так называемое местное самоуправление. Право управлять у которого теоретические есть – а вот денег на это Центр дает с очень большим скрипом, при всех без исключения постсоветских режимах. Включая и той партии, которая официального именует себя «региональной».

Ну вот нынешние ЖЭКи и ЖКУ – они ж местным властям и подчиняются. И вместе с ними становятся «козлами отпущения» за головотяпство Минфина и парламентского большинства. Но, видно, власть предержащим начали надоедать даже эти полномочия своих нижележащих «бедных родственников». Даром, что ли, в последние годы едва ли не каждое уважающее себя издание регулярно помещает на своих страницах исчерпывающий перечень всего того, что обязаны делать коммунальщики за получаемую у жильцов квартплату? Тут и розетки раз в несколько лет менять, и унитазы – чуть реже, и, конечно же, капремонты жилищ делать. При этом журналисты соответствующих рубрик еще и советуют: «Если халатные работники ЖЭКа не делают всего этого – составляйте акт и требуйте снижения квартплаты!» А пиплы и потирают руки – они и без этих призывов рады вообще ничего за жилье не платить. Благо - по нынешним нормам выселить даже самого злостного неплательщика почти невозможно. А из собираемых средств не то, что капремонты с унитазами обеспечить – дай Бог хотя бы удержать батареи в квартирах от замерзания и прилежащую территорию от превращения в филиал городской свалки.

Или, может, деньги у ЖЭКов таки есть – и вся эта безнадега исключительно из-за неспособности нынешних структур работать? Может, они деньги нерачительно используют? Ну так есть же КРУ – они могут путь каждой копейки отследить, и любого жэковского начальника можно без особого труда снять с занимаемой должности. Только ведь этой самой «копейки» не дают вообще – и виновны здесь не безответные работники жилкомхоза, а политики, составляющие такой бюджет, которого опять же хватает только на зарплаты.

В общем, нынешняя система обеспечения ЖКХ скомпрометирована властью до невозможности. Схема, кстати, не нова – точно такая же, например, опробована и в медицине. Которой годами давали средства только на зарплату медработникам и кой-какие крохи на остальное – но дружно лили «крокодиловы слезы» о ее «отсталости» и «неэффективности». Готовили, то есть, почву для того, чтобы исстрадавшийся народ заранее согласился с любыми «оптимизациями» отрасли – ради того, чтобы сэкономленными за этот счет средствами людей лечили чуть лучше и дешевле.

Правда, основа разразившегося кризиса в ЖКХ видятся властью значительно реалистичнее, нежели в вышеупомянутой медицине. Во втором случае реформаторы свято уверены (и уверяют нас), что если сократить три четверти стационаров и большую часть «узких» специалистов – оставшиеся «земские» врачи будут лечить больных лучше за те же деньги. Но то ведь сфера гуманитарная – чуть подправить статистику, убедить пациентов, что «им стало хорошо» – и дело в шляпе. В жилищной же сфере же полуразрушенные дома вкупе с коммуникациями ну никак не отремонтировать – даже если разогнать три четверти ЖЭКов, «навьючив» их обязанности на кучку оставшихся работников.

Социальная справедливость? Для кого и за чей счет?!

Посему реформаторами признается – необходимы значительные вливания дополнительных средств. Увы, признание этого факта не означает изменения вышеупомянутой постсоветской «парадигмы» – «бюджет за это платить не будет». Хотя, кстати, автор статьи и не собирается критиковать, в духе «левых», наших политиков и чиновников за «нарушение социальной справедливости». Потому что, как раз, советский принцип дотирования жилкомфонда с истинной социальной справедливостью не имел ничего общего.

Неожиданно? Да ничуть!. Фундаментальный принцип «государства рабочих и крестьян» наиболее точно был отражен в образе знаменитой скульптуры Мухиной, ставшей эмблемой киностудии «Мосфильм». Бесправную «крестьянку»-деревню в советские времена форменным образом, как бы это помягче выразиться, «имели» – если не сам «рабочий»-гегемон, то власть в его пользу так точно. При Сталине селяне не имели даже паспортов – чтобы избежать искушения смыться в город от каторжной колхозной работы за «палочки»-трудодни. Хрущев, правда, этим «советским крепостным» паспорта вернул, но обо всем остальном – запамятовал. О городской «колбасе по 2.20» (в сельмагах была в лучшем случае «кооперативная» полукопченая по 6.70), мало-мальски качественной медицине, почти бесплатном общественном транспорте, и многом другом. В том числе – и колоссальных жилищных дотациях, ставших привычными для горожан.

Да-да, в селах люди, представьте себе, испокон веков живут в собственноручно построенных (или доставшихся в наследство) домах! Которые не только строились на кровно-заработанные – но и ремонтируются тоже не из государственного кошелька. Вода, о «высоких тарифах» на которую постоянно стенают городские жители, либо – «во дворе» (вместе со «всеми удобствами»), либо подводится с помощью насоса из ближайшего колодца. Отопление – тоже индивидуальное. Нет денег на оплату угля – его просто не подвезут, если проведен газ – неимущему его мигом отключат. А начнет домишко сыпаться – его обитателю даже в мыслях не придет требовать от государства «на шару» его восстанавливать. Максимум – у родственников деньжат займет, а так сам будет экономить по копеечке.

Точно также, как собираются деньги на ремонт не менее нужных, чем жилье вещей - бытовой техники, автомобиля, обветшавшей одежды и прочей личной собственности. И только городские дома преобладающее общественное мнение предлагает чинить за счет госбюджета. В который платят не только «неимущие» горожане – но и остальные их сограждане, которым не посчастливилось проживать в мега- и прочих «полисах»

Вобщем, брать деньги на кап- и прочие ремонты только многоэтажек из государственной казны, дискриминируя владельцев отдельных домов – совершенно несправедливо. Отсюда возникает вопрос – откуда же все-таки брать деньги, и кто будет их осваивать? Как видно из заявлений власти, общую стратегию реформ ЖКХ она для себя составила. Но к чему это может привести? Есть ли другие пути?

Об этом – во второй части статьи.