УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Андрей Дяченко: я ни с кем не церемонился, за попытку брать взятки увольнял даже родственников

12,3 т.
Андрей Дяченко

Каховка – это город, который ломает стереотипы. Кто-то привык думать, что все передовые вещи рождаются в столице, а потом их реализуют в регионах. Но есть города, которые сами задают тренды. Каховка – один из первых городов, который ввел практику общественных бюджетов. Его городской совет одним из первых начал отчитываться в Facebook, одним из первых сделал сессии открытыми для горожан, а также один из первых организовал кинотеатр под открытым небом и прием граждан чиновниками на свежем воздухе. Об общественных инициативах, введенных в городе, о борьбе с влиянием крупного бизнеса, об ударе по местному самоуправлению со стороны центральной власти и политической ситуации на местах общаемся с городским головой Каховки Андреем Дяченко.

Почему Вы решили стать мэром? Это была ваша мечта?

До должности городского головы я три каденции был депутатом городского совета. Впервые был избран в 26 лет. И когда все это время наблюдал за тем, как происходит управление городом, постепенно вызревала мысль, что кто-то должен это изменить, пока не понял, что "если не я, то кто?". К моему баллотированию многие отнеслись скептически. Меня не воспринимали серьезно, но я выиграл выборы с отрывом в 9%. Почему я говорю о скептицизм? Ибо так городом фактически управлял крупные предприниматели. У них была тактика: чем хуже, тем лучше. Была "преемственность" – мэром мог быть только тот, кто работал в чиновничьей сфере, ходил на поклон к различным директоров, согласовал все решения с ними. Меня не поддержал никто из крупного бизнеса, но меня поддержали люди, мелкий и средний бизнес. Они устали так жить.

Вам удалось наладить отношения с этими крупными игроками?

Было непросто. К примеру, три года мне блокировали введения налога на недвижимость депутаты, подконтрольные этому крупному бизнесу. Обычно не хватало одного-двух-трех голосов – и решение саботировали. Эти депутаты мне рассказывали, что и база не та, и реестров нет. А как показала практика, 90% всех поступлений от налога на недвижимость платят именно крупные предприниматели. На самом деле им все равно – платить налог на прибыль в Киев или налог на недвижимость в местный бюджет. Просто владельцы не хотели платить деньги на месте. Им было удобно, чтобы местная власть была им подконтрольна.

А вас не пытались подкупить, предлагали взятки?

Я себе взял зарплату публичную, и немалую, чтобы отбросить и любые искушения, и избежать обвинений, что за мизерную зарплату городской голова не проживет. А предложения были всегда. Однако мы все механизмы сделали публичные. Вся приватизация у нас – через систему Prozorro, земли также идут через эту систему.

А какую максимальную сумму взятки вам предлагали?

Предлагали 10 000 долларов, чтобы в парковой зоне остались аттракционы "Перспективы". Название, конечно, хорошее и перспективное, но они за 10 лет ничего из того, что обещали, не сделали, ничего не инвестировали. Поэтому мне их предложения не интересны. Мы разорвали с ними отношения. Разработали техническую документацию, чтобы сделать парк аттракционов должным образом и привлечь бизнес.

Чего вам удалось достичь за эти 5 лет?

Каховка всегда была передовым городом. И сейчас мы тоже первыми на Херсонщине ввели практику общественного бюджета. Он очень популярен в Восточной Европе. В нашей стране такого не было, позже мы своим опытом делились с Херсоном. Как это работает? Мы выделяем определенную сумму из бюджета города и даем возможность людям решать, на что ее направить. Люди генерируют свои проекты, затем голосуют за них, и уже мы реализуем. Знаете, что интересно? Практика показала, что те "активисты", которые всегда все критикуют, даже не участвовали в этом. Зато обычные граждане начали проявлять свою инициативу. Мы реализовали их проекты. И это было очень эффектно, люди увидели силу и могущество своего влияния через демократические механизмы голосования.

Что это были за проекты? Такие же, как в Европе реализуют?

Разные, но обычно по благоустройству. Этим мы пока отличаемся от Европы. Я был в Румынии, изучал опыт тамошних муниципалитетов. У них через общественный бюджет, который может составлять 1,5 миллиона евро, средства разделяют на благоустройство, культуру, образование и спорт. И благоустройство у них далеко не ключевой момент. Однако у наших людей сейчас в приоритете именно это. Оно и понятно. Нам в наследство от Советского Союза осталась разрушенная инфраструктура, поэтому люди хотят классического: дорог, освещения, детских игровых площадок. По культуре и спорту пока меньше голосуют. Но думаю, это только вопрос времени, когда завершим с благоустройством, эти вопросы выйдут на первый план.

Что еще можете отнести к достижениям за это время?

Нам удалось запустить так называемый револьверный фонд, а проще – программу кредитования для ОСМД. У нас есть и непосредственно программа поддержки ОСМД – 50/50. А в револьверный фонд мы закладываем почти 1,5 миллиона гривен. Эти деньги постоянно находятся в обороте. Как это работает? Если в ОСМД возникла какая-то проблема, скажем, авария, и им срочно нужны деньги (примерно 50 – 100 000 гривен) – мы из этого фонда их кредитуем. Они решают проблему и в течение года возвращают в фонд средства, не платя при этом процентов.

Следующее наше направление – создания публичных мест: это скверы, парки. Мы два сквера отремонтировали, которые не видели тротуарной плитки более 30 лет, с 1990-х. Сделали освещение, дорожки, детские площадки. Теперь люди собираются там по вечерам, а раньше там не было никого. Завершаем реконструкцию центральной части города. Есть еще два больших проекта. Один – это набережная. Она требует 22 миллиона гривен. И у нас еще есть прибрежная часть (24 гектара), парковая зона. Это довольно большая территория, мы завершаем там работы по благоустройству и дадим бизнесу возможность открыть аттракционы, рестораны, развлекательные комплексы, бассейн. Заменили освещение в основном на Led. Стало светлее и безопаснее. Уже даже от полиции есть отзывы, что стало меньше наркотиков, "закладок", правонарушений. Преступники боятся света, им нужна темнота.

Во время карантина вы выделились с инициативой кинотеатра под открытым небом. Откуда идея?

Это была идея руководителя отдела культуры Анны Садовой. Она узнала, что есть такой всеукраинский проект, и загорелась идеей его реализовать и в Каховке. Изюминка этого проекта – демонстрация фильмов социальной направленности. Есть, конечно, и кассовые фильмы, но в основном это социальные проекты, на которые люди редко ходят в кинотеатры. А под открытым небом, в теплую погоду (а Каховка – это 300 солнечных дней) охотно приходят. Я тоже с дочкой и сыном хожу. В связи с карантином мы расставили стульчики, соблюдая безопасную дистанцию. По нашему примеру потом это стал делать и соседний город – Новая Каховка.

Кто финансирует?

Налогоплательщики города Каховка. Там небольшая сумма. Мы берем в аренду звуковое оборудование, а фильмы нам предоставляют бесплатно.

А пробег на кубок городского головы "Просыпайся и беги" – это была чья инициатива?

Моя. Я сам имел лишний вес, где-то 105 килограммов. Поэтому знаю, что это такое – испытывать дискомфорт и неудобства. Сначала некоторые чиновники говорили: "Это ерунда. Это никому не интересно, никто не придет". Но уже в первый забег пришло почти 700 человек. Приехали бегуны из Херсона, Алешки, именно профессиональные спортсмены. Показали мастерство, как бегать 5 километров за 7 минут. Но основная задача пробега – приучить к культуре бега. Бега не спринтерского, а профилактического, который укрепляет здоровье. И как показала ситуация с коронавируса, у тех, кто бегает, лучше иммунная система. По себе скажу, что заболеваний ОРВИ меньше, хорошее самочувствие, бодрость, здоровое мышление. Ежегодно участвует 400 – 500 человек. Есть еще одна категория – мы отдельно делаем забег для людей с особыми потребностями.

Насколько изменилась работа горсовета при вашей каденции?

Мы сразу сделали все сессии открытыми. Любой из горожан может прийти, послушать, главное – придерживаться культуры поведения, может даже слово взять. Второе – это публичность. Я во всех соцсетях. Основные – это Instagram и Facebook. Люди непосредственно от меня могут получать всю информацию. Опять же, одним из первых в области в Facebook появилась именно Каховский городской совет. Каждый из отделов горсовета имеет право доступа к этой странице, они ее наполняют. И не бюрократическими набором фраз, а простым языком доносить до людей информацию, что они делают. У нас просмотры постов составляют от 3 до 15 000, зависит от информации. Я веду прямые эфиры в Instagram и Facebook, где люди могут задавать вопросы. Мы никогда не скрывали зарплаты чиновников, они публичные, сразу сделали публичной информацию о том, сколько и куда тратим средств из бюджета. Ну и у нас демократия на сессии – публичность высказываний, правок.

Кстати, многие посещают сессию?

Сначала – так. А потом насмотрелись и уже меньше посещают. В основном приходят, когда происходит перераспределение денег. А вот заработать средства – не всегда приходят. На такие "больные" темы, как ставки единого налога, налога на недвижимость, желающих нет. Это непопулярные меры, но они необходимы.

А за что вас в основном критикуют?

Ни один мэр не может нравиться всем. Критикуют прежде всего оппоненты – за независимость.

Вы баллотируетесь от политической силы "Пропозиція". Почему?

Сейчас мы видим, что интересы местного самоуправления нужно защищать. К сожалению, идет сворачивание децентрализации. Центральная власть дает обязанности, а финансы и ресурсы обрезает. Бесплатный проезд переводит на местное самоуправление, финансирование техникумов – на местное самоуправление, а ресурсов не добавляет. То есть необходимо обеспечить местное самоуправление всеми необходимыми ресурсами.

Политики, которые проходят в парламент, не думают о проблемах местного самоуправления. А на нем же все и базируется. К кому в первую очередь идет человек? Нардеп – далеко, президент – еще дальше. Близкий человек – это городской голова. Я живу в городе, хожу по нему. Даже в условиях коронавируса мы нашли выход, как не закрыться от людей. Сейчас организовали прием у входа в городской совет – поставили стол и стулья под открытым небом. Мы лучше знаем потребности людей, но наверху нас слушать не хотят. Поэтому должны сами формировать повестку дня, получив политический вес.

Какие у вас взаимоотношения с соучредителями партии "Пропозиція"?

У нас диалог на равных. Это не есть, знаете, партией Филатова, как иногда говорят. Мэры Днепра, Житомира, Николаева, Кропивницкого и я – мы обсуждаем все вопросы на равных условиях. Это даже не партия мэров, а партия людей, которые защищают местное самоуправление и хотят его развивать. Если мы убьем местное самоуправление, то убьем и Украины – она рассыплется. Все держится на органах местного самоуправления.

А у вас намерения о труде в центральной власти?

Нет, у меня нет желания. К тому же, очень много работы в городе. И задача – остаться здесь, поднять город на более высокий уровень. Сделать его более комфортным и безопасным.

О чем вы жалеете за 5 лет мэрства?

Знаете, ни о чем, при всех проблемах. Я благодарен как сторонникам, так и оппонентам, благодарен за те жизненные уроки, которые они мне дали. Сделали меня умнее, сильнее и опытнее.

Кто ваша команда? С кем идете на выборы?

С людьми, с которыми сейчас работаю, которые ежедневно отвечают за чистоту, своевременное водоснабжения, систему образования, культуру.

Это те, кто с вами работают эти 5 лет?

Не совсем. Со многими пришлось распрощаться. Я освобождал и родственников, которые работали, и директоров. Не церемонился. Если человек не выполняет свои обязанности – до свидания! Кого освободил принудительно, кого – через суд. Я никого не жалел, попался на взятке – до свидания! Сейчас они пишут в Facebook, какой я плохой. Подтягиваем в команду и новых молодых креативных людей. Публично и с фамилиями команду мы представим 15 сентября, когда будет региональная партийная конференция.

Ваши первые шаги после победы на местных выборах? Есть ли у вас четкая программа, по которой вы будете работать?

Прежде всего – создать коалицию, объединить депутатов вокруг общих целей, – а это зеленый, экологически чистый, безопасный город. Продолжить обустройство публичных мест – мы уже посадили первый сквер на 2,6 гектара. Для нашего города это феноменальная новость. У нас мало дождей, сухой климат и не хватает прохлады. У нас есть еще 24 гектара, которые мы хотим засадить деревьями, кустами, оставить это в наследство нашим детям и внукам.