Вдова героя АТО: он просил "заговорить" оружие, чтобы пуля не попала в мирных людей
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
С Зоряной Кузьминой мы познакомились случайно - буквально столкнулись на улице. "Странно, последние полгода я и со знакомыми не здороваюсь. Как я смогла узнать вас только по фото из ФБ? С тех пор как Диму убили - хожу, как в тумане, никого не замечаю," - тихо проговорила она.
А я задумалась: "Есть ли в мире что-нибудь случайное?"
Спустя некоторое время, мы сидим в кафе и вместе перебираем их семейные фото - ко многим из них Зоряна не прикасалась после смерти мужа, словно боясь обжечься от боли. Ее все еще коробит от слова "вдова" - она ощущает себя верной подругой.
Киевлянка Зоряна - вдова бойца "Донбасса" с позывным Миротворец, Дмитрия Кузьмина, рассказывает о муже.
Дима родился в российском г. Асбест, Свердловской области, а закончил Львовскую Торгово-экономическую академию, где и познакомился с будущей женой. Вместе они прожили 15 лет.
После присяги попросил помолиться жену. Объяснил, что она как берегиня семейного очага, как мама может "заговорить " оружие, чтобы его пуля, не дай Бог, не попала в мирных людей или детей. Зоряна не знала никаких заговоров, но послушно обратилась к Богу - с тем, о чем ее просил муж.
За несколько часов до смерти, после боя. С батальоном "Донбасс" в зоне АТО Дмитрий Кузьмин участвовал в трех боях.
27 апреля ему исполнилось 40 лет, и практически сразу он оказался в числе добровольцев батальона "Донбасс". До войны пробовал разные профессии, пока увлечение фотографией не сделал своей работой. Снимал интерьеры, делал портреты. Часто дарил фотосессии. Дима не был коммерсантом по сути, и сам признавал, что эта его черта вредит доходам - даже модные журналы норовили воспользоваться его добродушием. Но для семьи он был самым лучшим.
В последний год много времени провел в Египте - там вместе с компаньоном открыл фотостудию. Семья рассматривала возможность переезда в эту страну.
Дети были долгожданными. Первенец появился 7 лет назад - Миша, а почти 5 лет назад родился второй сын - Ваня. Старший сказал после похорон: "Мы поставим папе такой высокий памятник, аж до облаков. Чтобы вся Украина видела и знала, что мой папа - Герой!".
Читайте: "Верующему можно убивать". История пастора, который стал воином на Донбассе
"Когда Миша узнал, что папу убили (я не смогла это скрыть), упрекнул: "Мама, зачем ты его отпустила на эту войну?". - рассказывает Зоряна. - Я очень плакала, а он на похоронах вел себя... как мужчина. Ухаживал за мертвым, поправлял цветы, ходил вокруг Димы. Не видела, чтобы Миша плакал. А Ваня еще не понимал, я ему сказала, что папина душа на небе, и он выходит по вечерам теперь и задирает голову. Выбирает звездочку, где папа. Когда мы не знали еще, как умер Дима, Ваня нарисовал - человечка - "папу" и желтую пулю, которая летит под руку. Так же, как и был убит Дима - под левую лопатку. Шансов у него не было, пуля пробила бронежилет ".
Два пулевых отверстия на дверце автомобиля забрали у этих мальчишек отца. "Пармезан" и "М-16" ("позывные" Вани и Миши).
"Добираясь до выставки "Донбасс: война и мир", в Андреевскую церковь, мы увидели такую себе "Стену скорби" - или не знаю, как она зовется. "Стена" стала абсолютным сюрпризом для нас. Я еще не успела понять - что это, как дети уже нашли папу. Обрадовались так, будто увидели живого. Запрыгали, зашумели: "Папа, папа, наш папочка". Гладили ручками. Попросила их стать возле папы для фото и они сразу посерьезнели... Вот таким было наше маленькое, приятное и грустное, свидание", - рассказала Зоряна об этом фото.
"Если бы Димка был жив, он наверняка сейчас бы пил свой любимый напиток - крепкий чай из любимой посудины - турецкого стаканчика вприкуску с одним из любимых пирогов - с творожным..." - говорит вдова.
10 июля 2014 года, когда Миротворца не стало, Зоряне приснился очень красочный сон - успев обнять детей на прощанье, муж ушел по дороге навстречу горизонту.
Она надеется, что когда-то отыщет эту дорогу и пройдет по ней. В том месте, где небо сливается с землей, они встретятся.
- Как Дима воспринял Майдан?
- Оранжевую революцию мы с ним прошли вместе, а этот Майдан он сразу не понял. Написал мне из Египта:
А потом - и я ходила, и наших детей бабушка с дедушкой водили.
Дима приехал как раз год назад - в день расстрела Нигояна и Жизневского. Свое мнение изменил, когда начали убивать людей. Ему всегда людей было жалко. Побыл в Киеве, а потом улетел обратно - наша финансовая стабильность держалась на нем.
А потом был еще один переломный день - 20 февраля. Помню, я металась в ужасе: "Что с детьми делать?". Написала ему, и к вечеру неожиданно он снова прилетел. Потом опять вернулся в Египет, там общался с кадровыми военными из России. Они были уверены о намерении Путина вторгнуться в Украину. Когда началась аннексия Крыма, Димка сразу сказал, что будет интервенция на материк. Я тогда не поверила, а он рвался с марта приехать насовсем. Чтобы защищать страну...
Читайте: Все Герои Небесной Сотни станут Героями Украины
- А почему он считал, что интервенция - касается лично его?
- Еще в 2000 году он мне как-то сказал: "Запомни: я - патриот Украины". Я тогда не придала значения этим словам, но запомнила. Дима ведь по происхождению русский, но любил Украину, украинцев, говорил, что он по духу - украинец. Присягал на верность Украине дважды. Первый раз еще в армии, это больше обязаловка - в 1992 году, а второй раз - с батальоном "Донбасс", уже сознательно. Я спросила: "Ты же уже давал присягу". А он говорит: "Для меня это очень важно - ты должна приехать". Это был понедельник, у меня завал по работе, отпроситься было трудно... А он: "Для меня важно. Ты самый близкий человек...". Присягал от души.
Всю жизнь искал себя. А рожден был защитником. Говорил: "Не смогу следить за войной по телевизору. Как я потом буду смотреть в глаза своим детям, когда они вырастут?" И я поддержала. Теперь, когда столько в стране произошло,
- разве можно было его остановить?
- Почему выбрал именно "Донбасс"?
- Сначала поехал в Днепропетровск, в батальон "Днепр-2", тренировался. Приехал на побывку. Опять уехал "туда". Потом в Фейсбуке увидела, на какие страницы он заходил, что читал, и поняла - куда он звонил перед отъездом. Он увидел глас Семенченко и выбрал именно "Донбасс".
- Когда вы виделись в последний раз, о чем говорили?
- Дима позвонил в день смерти - 10 июля, был тогда бой под Курахово. А виделись в последний раз в военной части в Новых Петровцах, 26 июня, у меня как раз был юбилей.
С самого утра шел беспробудный дождь. Мерзкая погода. А ребята под этим ливнем бегали, тренировались. Три дня были наготове, с собранными рюкзаками.
Очень понравилась мне их палатка - грузины, белорусы. Ребята там собрались великолепнейшие, просто цвет нации. Увидела одного - позывной Серафим - и подумала: вот он моего Димку не бросит, если с ним что-то случится... Примерно так и вышло. Он мне и сообщил о том, что Димы нет. Позвонил... Я не поверила - там же освобожденная территория!
Даже мысли не допускала, что может что-то случиться. Ждала на ротацию, планировала: вот будет отпуск, поедем - отдохнем...
Читайте: Спасибо России, сделали "фашистом". История "киборга" из донецкого аэропорта
А у Димы проскальзывало: "Я контракт оформляю, чтобы, в случае чего, вы не остались ни с чем". Я его одергивала, мысли даже такой не допускала. Он был командиром взвода, был разведчиком. Говорил, что тяжело брать ответственность за ребят и командовать подразделением побольше. Он не ответственности боялся, говорил, что высшую должность надо перед ребятами заслужить. А ребята сказали на похоронах: "Он был лучшим и ушел первым". Краповый берет передали, как награду, попросили в гроб положить... Хотя дома у него был свой такой же берет. Тоже заслуженный, армейский.
- Что рассказывал о боях?
- Новости о боях я искала в интернете. Первый бой, в котором он участвовал, был под Карловкой.
После боя 10 числа (в день гибели) где-то часов в 12 позвонил. В хорошем настроении. О детях расспрашивал - он так их любил... Сказал, что пули пробивают бронежилеты. Один 200-й у них был. И у самого был легкий бронежилет.
- Ваш муж погиб под Красноармейском. Как это случилось?
- Попали в засаду. Следователи сказали: снайперская винтовка или пулемет прошила машину. В этом случае даже бронежилет 5 уровня не защитил бы. Одна пуля перебила легкие, позвоночник, прошла дугой в теле - крученая...
О его гибели я узнала почти через сутки, мне позвонил Серафим: "Димы нет...". Сказал что геройски погиб. А уже потом на сайте Нацгвардии я прочитала... Дима был за рулем. Вез Мустафу Найема в Артемовск - на интервью к Семенченко. Ехало много ребят, а пострадали только те, которые сидели с Димой в кабине. Целились в водителя. Диму убили, двоих ранили.
Я бы хотела знать правду о гибели мужа. Разобраться в причинах. Как так произошло что обстреляли на территории, якобы контролируемой украинской стороной? Машину расстреляли целенаправленно. Человек, который расследовал дело о гибели Димы, тоже погиб.
- Дмитрий имел контракт, и, тем не менее, пришлось после похорон побегать по кабинетам?
- Меня
Я после похорон не понимала - как дальше жить, а тем более - что делать в такой ситуации. Но пришлось и через это пройти - свидетели, судмедэкспертиза, внутреннее расследование. Говорила подполковнику Нацгвардии: "Это же ваша структура, разве нельзя все установить без меня?" А подполковник в ответ: "Я уже был 13 дней в АТО и у меня посмотрите какая стопка бумаг...". Надо было самой доказывать, что Дима является участником боевых действий. Без этого государственные выплаты семье не поступят. Где искать этих свидетелей сначала не знала. Обратилась к комбату, он сказал: "Да-да-да", поговорила с Бишутом по телефону... Стали звонить волонтеры "донбассовцы", понятно было, что на них было сброшено задание помочь, но помощь ограничивалась названием уже известным мне списком бумаг, которые надо собрать. А где собирать, как?.. Собственно, помощь мне нужна была конкретная - оформить и привезти с передовой бумаги.
Месяц поводили за нос, а потом сама поехала в Красноармейск. Что у меня было изначально - это свидетельство о смерти мужа и справка на захоронение, выданная таким-то моргом. Нашла телефон морга в интернете, позвонила и с этой инстанции раскрутила всю цепочку. В Красноармейске ребята отвезли туда, где Диму убили... Там большое пятно крови - это месяц спустя... Пенсию на детей до сих пор не выбила. Бумажная волокита продолжается.
- Какова судьба товарищей Димы по батальону? От его состава, с кем ушел в АТО, много в живых осталось?
- Много ребят ушли из батальона в другие подразделения. Сделали это молча. Знаю таких с десяток - кто-то теперь в "ПС", кто-то в "ВСУ"... Для некоторых первопричиной ухода из батальона была смерть Димы. Другие рассказывали, как их
не доверяя своей охране.
Один из тех, кто был с Димой рядом - Док, сейчас в КГБ Беларуси. Поехал проведать маму, и его задержали (активист Дмитрий Полойко был арестован в Барановичах, его имя оказалось в слитой в интернет базе бойцов батальона "Донбасс" - Ред.) Американец Франко погиб под Иловайском. И не один он. Лекс - в плену, восстанавливал Иловайск... Некоторые считают, что то ли их кто-то слил, то ли целенаправленно направил на истребление...
Еще знаю с десяток ребят, которые попытались критиковать руководство публично, и их обвинили в том, из-за чего, собственно, они и ушли из батальона - в мародерстве. Кого-то попытались ликвидировать, как Калаша. Я с ним, кстати, имела честь познакомиться и пообщаться за недели две до его исчезновения... (Этот боец был похищен, 3 месяца находился в подвале и в результате спецоперации освобожден - Ред.) Я тоже практически полгода молчала. От комка в горле. Заново училась жить, переосмысливала...
И тревожит меня не только то, что случилось с Димой, но и судьба других. Которые погибли в результате сумасбродных команд. Которых в самое тяжкое время бросил на произвол их командир, и укатил в Америку, упиваться лаврами. Не стал "мараться", собирая останки на Иловайском поле и из кожи вон лезть, чтобы освободить тех, кто в плену. Наибольшее количество смертей - в "Донбассе". Наибольшее количество пленных - из "Донбасса". А сколько пропавших? Из этого следует, что наибольшее количество безутешных жен, матерей - у "Донбасса", наибольшее количество сирот.
- Но Дима не успел разочароваться?
- Как-то сказал, что не все приходят на войну по зову сердца, некоторые - и там ищут выгоды. Но разочароваться он не успел. Он любил справедливость и любил докапываться до правды. Может, и хорошо - что докопаться не успел. Вот я уже себя съела. За то, что недооценила ужаса происходящего... За то, что отпустила. Хотя - это достойная миссия. И мне
Удерживают дети...
До сих пор при встрече со мной ребята-сослуживцы вскакивают и жмут мне руку в знак признательности за Миротворца. Доброта и всепрощение - это были главные черты Димы. Манера у него такая была - опекать слабых - и животных, и людей. После его смерти я стала ходить в ту церковь, где он бывал. Искала, кто бы облегчил мне душу. Поговорил со мной батюшка хорошо, а потом произнес фразу: "Он взял оружие против братьев своих". После этого я в Московский патриархат не хожу. Греко-католики однозначны: он погиб за братьев своих, защищая Отечество.