"Это счастье – иметь такую судьбу, как у меня": семь знаменитых цитат Василия Стуса
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В четверг, 6 января исполняется 84 года со дня, когда родился украинский поэт, диссидент, правозащитник и борец за независимость Украины Василий Стус. Он родился в 1938 году в селе Рахновка на Винниччине, учился в Донецком педагогическом институте, где и начал писать стихи. В 1965 году Василий Стус принял участие в акции протеста против арестов украинской интеллигенции, после этого был отчислен из аспирантуры и стал объектом слежки КГБ.
Несмотря на положительные отзывы критиков, цензура не допускала произведения Стуса к печати. Впервые он был арестован в январе 1972 года: девять месяцев пробыл в СИЗО, затем – в лагерях Мордовии и Магадана. В 1979 году вернулся в Киев и присоединился к Хельсинскому правозащитному союзу.
В 1980 году Стуса арестовали во второй раз и объявили особо опасным рецидивистом. Судили поэта за закрытыми дверьми: приговор – 10 лет принудительных работ и пять лет ссылки. В ночь на 4 сентября 1985 года Василий Стус умер в карцере от переохлаждения.
Ко дню рождения поэта OBOZREVATEL публикует семь его знаменитых высказываний.
1. "Наша история – это все и всегда сначала, какое-то постоянное раскачивание на одном и том же месте, мертвая волна эволюции. Люди, стремясь к свету, вызывают собственную смерть. Это счастье: иметь такую судьбу, как у меня… Чувствую себя хорошо, потому что никому не сделал зла, потому что заботился не только о себе… И от того мне светло на душе… Судьбу не выбирают… Ее принимают – какая она уже ни есть… А если не принимают, тогда она силой выбирает нас".
2. "Я считаю, что судьба Донбасса – это будущая судьба Украины, когда будет одно соловьиное пение. Как же можно мириться с тем особым "интернационализмом", который может привести к гибели целой духовной единицы человечества? Ведь мы не пруссы, не полабы, нас – больше 40 миллионов. ...Сейчас я преподаю украинский язык в Горловке, в русской, конечно, школе. В Горловке есть несколько (2-3) украинских школ… В Донецке таких нет, кажется. Корни нации – только в деревне, а "хуторянским" народом мы долго не проживем, помня о влиянии города, об армии, обо всех других каналах русификации... На Донбассе (да и не только!) преподавать украинский язык в русской школе – одно слабоумие. Надо иметь какие-то моральные травмы, чтобы это делать. Одно устное заявление родителей – и дети не будут учить язык народа, который вырастил этих родителей. Разве это не "гопашный" театр – с водкой и шароварами? Обязательно – немецкий, французский, английский языки, какие угодно, кроме родного". (Из письма к Андрею Малышко, 1962)
3. "Я не националист. Напротив, я считал нужным делать так, чтобы среди определенной части украинцев развеять дурман самовлюбленности, антисемитизма, загуменной ограниченности. Так же нужным я считал делать так, чтобы среди определенной части россиян, евреев и т.д. развеять дурман неуважения к украинскому языку, культуре, истории, неуважения к труду селянина, что любезно причащает всех нас хлебом и солью от своих мозолей" (из письма к первому секретарю ЦК КПУ Петру Шелесту, 1972).
4. "Человек – это долг, а не титул (родился – и уже человек). Человек – творится, саморождается. Собственно, кто Ты есть пока? Кусок глины сырой, пластичной. Бери этот кусок в обе горсти и мни – до тех пор, пока из него не выйдет что-то твердое, очерченное, перемятое, представь, что Бог, творящий людей, это Ты сам. Ты есть Бог! Итак, как Бог самого себя, мни свою глину в руках, пока не почувствуешь под мозолями кремень. Для этого у Тебя лучшее время – Творись же!"
5. "Прежде всего, сын, я хочу, чтобы Ты имел свой характер, а не был размазней, манной кашей для беззубых. Вырабатывай его постоянно, не уступай своей воли обстоятельствам. Ибо Ты – это, прежде всего, Твоя воля (желание, цель, упрямство и т.д.). А воля крепнет в преодолении препятствий".
6. "Не знай плохих девушек – пусть они для Тебя просто не существуют (я, скажем, в свои 46 лет просто не верю, что бывают женщины, которые ругаются, обманывают, продаются и т.д. и т.п.). У меня, слава Богу, такого опыта не было. И радую себя тем, что знакомые девушки моей молодости становились лучше возле меня (а я – возле них)".
7. "Любовь – это, может, единственный настоящий цветок, подаренный человеку Богом. Только в любви человек умен. И даже: чем больше, сильнее любишь – тем умнее становишься. Других цветов лучше, чем этот, цветок любви, я не знаю".
Читайте также в OBOZREVATEL:
Вахтанг Кипиани – о суде с Медведчуком и Зеленском, купившем его скандальную книгу про Стуса
Медведчука обязали выплатить почти 140 тысяч гривен компенсации за суд по книге о Стусе
Историк показал письмо – крик души Василия Стуса о жизни на "русском" Донбассе
Вахтанг Кипиани показал карикатуру украинцев на Брежнева из-за заключения Василия Стуса