УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Массовая мобилизация как предпоследний шанс Путина в украинской войне

Массовая мобилизация как предпоследний шанс Путина в украинской войне

Стратегический "тупик", в котором уже не первый месяц находятся оккупационные войска России, заставляет руководство РФ срочно искать выходы из этой ситуации. Практически все преимущества российской армии были успешно нивелированы Силами обороны Украины. Был сорван "блицкриг" первых недель войны, российская авиация проиграла битву за воздушное пространство, российский флот потерял флагмана, несколько кораблей, базу морской авиации и вынужден был отступить с острова Змеиный и черноморского побережья Украины.

Во всех направлениях наши сухопутные силы успешно сдерживают врага, нанося ему болезненные потери, и только "ракетный террор" против украинских городов еще остается чрезвычайно опасным для граждан страны. Однако качество украинской ПВО постепенно растет, а удары достаточно ценными ракетами по инфраструктуре в глубине Украины почти не влияют на ситуацию на фронте.

Провал российской "спецоперации" – поиск новых решений

Сейчас руководство России находится в поисках решения, которое сможет, по его мнению, коренным образом изменить ход т. н. "спецоперации" в сторону успешности в глазах собственных граждан, жаждущих "любых побед" как обезболивающего от внутренних экономических и социальных проблем. Очевидно, только оружие массового поражения или его заменители в случае провокации техногенной катастрофы на Запорожской АЭС способны мгновенно изменить "правила игры" на фронте. Тем не менее, пока это остается последней опцией диктатора, применение которой может представлять угрозу существованию самого путинского режима.

Поэтому российское руководство сейчас вплотную приближается к "предпоследним" средствам влияния на ход войны в Украине, которые, правда, также влекут определенные риски. Одним из главных таких средств в рамках конвенциональной войны остается массовая мобилизация в России с целью резкого наращивания личного состава оккупационных войск и получения желаемого преимущества на фронте. Следует подчеркнуть, что массовая мобилизация не означает "всеобщая", под которую подпадают слабо мотивированные "обязательные" призывники, что может вызвать определенное общественное недовольство, но главное – нарушить целостность и без того проблемной российской экономики.

Кого еще может мобилизовать Россия?

В настоящее время принудительно мобилизуют остатки мужского населения т. н. "Л/ДНР", а параллельно в РФ активно вербуют добровольцев на контрактную службу, особенно из депрессивных в экономическом плане регионов страны. Если первые массово погибают в бессмысленных атаках на укрепленные позиции ВСУ, то с российскими добровольцами встает вопрос их финансирования и обеспечения, что становится все более острой проблемой в условиях санкционного давления на экономику РФ.

Тем не менее, у руководства РФ еще остается тяжелая на практике, но вполне возможная опция массового привлечения десятков тысяч человек из числа большого количества военизированных государственных органов и негосударственных организаций, буйно расцветших в России при Путине. И если 300-тысячная Росгвардия уже понесла тяжелые потери в первые недели войны в Украине и нужна для поддержания порядка внутри России, то остаются другие, более приемлемые варианты.

Это может быть достаточно быстрый призыв в российские войска людей из состава т. н. "русского казачества", насчитывающего до 600 тыс. человек, из ветеранских организаций разных родов войск (ВДВ, морская пехота и т.п.), где состоит около 300 тыс., а также из числа действующих подразделений МВД России, начиная от спецназовцев и заканчивая тюремной охраной. Наряду с этим можно ожидать резкого увеличения призыва участников российской системы БАРС (Боевой Армейский Резерв Страны) и попыток массового привлечения на контрактную службу срочников, пришедших по весеннему призыву 2022 года. Кроме того, продолжается вербовка достаточно разнопланового и экзотического контингента из числа российских узников, коренных народов регионов РФ, гастарбайтеров из Средней Азии, жителей Приднестровья, Беларуси, а также появляются весьма спорные слухи о якобы отрядах добровольцев из Северной Кореи.

Массовая мобилизация как признак неизбежного поражения

Преимуществом вышеприведенного человеческого ресурса является достаточно высокая мотивация и слепая вера в идеи "русского мира", опыт армейской службы, а иногда и участия в боевых действиях. Эти люди не будут скрываться от мобилизации, и многие из них не столь критично интегрированы в экономику России, обычно не имея высокого уровня образования. Все они находятся на "карандаше" у мобилизационных органов РФ и в большинстве готовы к призыву, однако пока их использование существенно усложнено.

Главным минусом массовой мобилизации и резкого увеличения личного состава армии РФ станет проблема его материально-технического, вооруженного и финансового обеспечения, усиливающаяся с каждым днем войны в Украине. Другим препятствием на этом пути является военная доктрина РФ, при которой российская армия должна быть массово насыщена военной техникой (в первую очередь танками и БМП), чтобы быть в состоянии выполнять наступательные задачи. Однако качественная подготовка даже экипажей бронетехники должна занимать несколько месяцев, не говоря уже о специальной технике ПВО, авиации и флота. Учитывая огромные потери боевой техники на украинском фронте, возможности обеспечить новые массы личного состава танками и БМП в нужном количестве оказываются под вопросом.

То есть если РФ резко увеличит личный состав своих оккупационных войск, то они будут представлять собой пехотные массы с массированной артиллерийской поддержкой, напоминающей концепцию Первой мировой войны. Конечно, для устранения этой проблемы военное руководство России уже прибегает к привлечению техники с беларусских складов или расконсервации старых образцов техники, такой, как Т-62 и других. В целом процесс полностью обратный тому, что происходит в украинской армии, которая медленно, но уверенно насыщается новыми образцами боевой техники стандартов НАТО.

Достаточно шаткой кажется уверенность многих экспертов, что Путин не проводит всеобщую мобилизацию (т. е. из рядовых граждан), опасаясь общественного недовольства – сейчас пропаганда и репрессивный аппарат РФ находятся на пике своих возможностей, будучи способны подавить любые протесты в самом зародыше.

Поэтому в качестве "рабочего варианта" российское руководство может решиться на большую мобилизацию из числа мотивированных резервистов, ветеранов родов войск, "казачества", криминального элемента с неизбежным понижением боевых качеств этого контингента и проблемой их материально-технического обеспечения. Однако, скорее всего, эта мера может лишь частично решить временные задачи на фронте, например, попытку массированного штурма городов Донецкой области, но вряд ли изменит стратегическую ситуацию в войне…