— Российский пропагандист Владимир Соловьев на днях заявил, что война в Украине закончится только тогда, когда это будет выгодно России.
— Во-первых, таких людей как Владимир Соловьев, не надо называть пропагандистами. Я понимаю, что очень сложно оторваться от этого стереотипа, но люди его типа ничего не пропагандируют и не продвигают никакой идеологии. Они занимаются информационной войной, наращивают информационную агрессию, вербальный шквал ненависти, который находится в прямо пропорциональной зависимости от степени изоляции России.
Только что прошел саммит G-20, на котором Путин был, как засватанная невеста, которую никто замуж не берет. Он стоял в одиночестве, пытался как-то поговорить с Трампом, но наблюдал его спину. Накоротке пытался еще с кем-то поговорить. Получилось только с саудовским принцем, которого подозревают в убийстве саудовского журналиста. Все остальные от него, в общем-то, шарахались. Более того, Тереза Мэй заявила, что проблемы России будут обсуждать на тех площадках, на которых не будет Путина. Вот такая изоляция теперь по отношению к России. И по мере ее нарастания - увеличивается градус вербальной агрессии.
Россиян убеждают, что они в любой момент могут захватить Киев — журналист из РФ
Оттуда исходят совершенно истерические высказывания Соловьева, что украинцы получат мир тогда, когда война надоест России. Хулиган тоже, когда понимает, что реально ничего сделать не может, начинает только угрожать. Так и путинская Россия. На Украину напасть не может, захватить ее тоже нет сил, поэтому компенсирует свои желания угрожающей агрессией.
— Указания наращивать агрессивные угрозы исходят из Кремля?
— Думаю, что есть определенные темники. Вот сейчас известно, что поступило указание протесты во Франции называть "оранжевой революцией". Но терминологическая дисциплина в общем-то существует. Если говорить о таких бойцах информационного фронта, как Соловьев, думаю, он в состоянии выдавать какие-то вещи самостоятельно. У него есть определенный уровень автономии.
На самом деле кремлевские указания достаточно общие. Все остальное – это свобода творчества. Нынешние информационные войска в значительно большей степени автономны, чем было при Союзе. У них есть самостоятельные интересы и не надо думать, что они действуют только по звонку из кремлевской администрации. Они прекрасно понимают цель и свое назначение. Более того, у них есть свои собственные интересы. Тот же Соловьев пользуется присутствием на государственных СМИ для того, чтобы сводить счеты со своими оппонентами. В том числе и на других каналах. Между самими каналами и радио существует очень жесткая конкуренция, поэтому достаточно часто они реализуют собственные цели.
Российская пропаганда. Источник: ТАСС
— Что именно пропаганда пытается скрыть от россиян?
— Есть совершенно очевидные вещи. Россиянам пытаются внедрить в голову, что Россия в любой момент может захватить Киев. А граждане Украины очень хотят, чтобы Россия присоединила к себе большую часть их страны. Не знаю, насколько эта мифология жива, это требует дополнительных исследований, и насколько она действительно достигает цели, но думаю, что какая-то часть россиян в это верит. А значительная часть понимает, что это совершенно бесполезно.
Вот это чудовищное противоречие между картиной мира, которую пытаются насадить в голову россиянам с реальной картиной мира, безусловно, нуждается в постоянном дорисовывании и сокрытии реальности — у России нет сил для захвата Украины и противостояния всему миру.
— Сколько россиян, по вашему мнению, верят этому?
— Граница между верующими и реалистами – очень подвижна. Но это же не самая насущная история для россиян. Мне кажется, они все меньше и меньше верят телевизору. Для все большего количества людей становится важнее элементарное выживание. Сейчас уже и телевизор начинает переключаться на то, чтобы давать советы по этой теме. Например, вместо электричества советуют жечь свечи. Рассказывают, как воду экономить, газ, свет.
— Российские новости, как и прежде, посвящены только событиям в Украине и на Западе?
— Структура новостных программ выглядит таким образом. Сначала обязательно надо всем рассказать, с кем встретился Путин, куда он поехал и кого он отчитал. Классическая картинка: большой стол, за которым сидит Путин, по краям сидят министры, он кого-то отчитывает или дает кому-то указания. Это новость номер один.
Россиян убеждают, что они в любой момент могут захватить Киев — журналист из РФ
Новость номер два – это ужасы, которые происходят на Западе. Дальше идут новости-ужасы из Украины. Последняя часть то, что раньше называлось вести с полей. Как раз в этой части российские информационные войска все больше становятся похожими на советскую пропаганду, показывая, как замечательно идут дела в каком-нибудь регионе России. Вот эти четыре блока всегда присутствуют в любом новостном выпуске.
— Кстати, в последнее время даже либеральные российские СМИ искажают события в Украине. Почему?
— Мне очень сложно понять, что происходит со СМИ, которые вы называете либеральными. Не очень понимаю, почему "Медуза" двигается в сторону российского официоза, ведь это абсолютно независимое СМИ. Но если говорить об "Эхе Москвы" или каких-то других СМИ, находящихся на территории России, то влияние Кремля совершенно очевидное. Это попытка использование т.н. кремлевской информационной войны для умных.
То есть для малообразованных и не очень сообразительных людей используют Соловьева и Киселева. Для тех, кто поумнее, существует Венедиктов. То же самое касается и "Дождя". Он уязвим так же, как и остальные СМИ, зарегистрированные на территории России. Все находятся на крючке.
Независимость СМИ возможна только в двух случаях – если оно существует за пределами Российской Федерации и второй вариант – если речь идет об информационном ресурсе, который не зарегистрирован как СМИ. Как только возникает регистрация, официальная редакция, у которой есть помещение, тут же возникает уязвимость. Всегда могут дать предупреждение, одно-второе, а после этого последует закрытие. Всегда можно прийти в редакцию, изъять аппаратуру, отключить компьютеры – и все будет заблокировано.