В Грузии поймали двух террористов, завербованных Россией
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Между Грузией и Россией, похоже, вновь разгорается скандал на "террористической почве". 2 июня - в день, когда российский премьер Владимир Путин приехал в Абхазию на похороны ее скоропостижно скончавшегося президента Сергея Багапша, МВД Грузии объявило о раскрытии очередного "террористического заговора" спецслужб РФ.
В граничащем с Абхазией регионе на западе Грузии были задержаны двое - мужчина и женщина - жители Гальского района Абхазии Абесалом Чхатия и Тамила Бения. У них изъяли и обезвредили мощную бомбу. На допросах они выдали заказчиков теракта, назвав фамилии двух российских военных. В грузинском МВД их озвучили журналистам - это некие Игорь Власов и Сергей Кузьмин.
Реакции властей РФ пока не последовало, лишь представитель абхазской полиции Вадим Гвинджиа в пятницу назвал это "спектаклем, разыгранным грузинскими спецслужбами". А в понедельник "Новая газета" публикует интервью с задержанной женщиной - с ней дали возможность пообщаться журналистке Юлии Латыниной.
Тамила (по паспорту Тамара) сообщила о себе, что она грузинка из села Мухури Гальского района, в августе ей исполнится 50 лет. Ее вместе со спутником задержали на трассе Зугдиди-Сенаки, под местечком Читацкари, остановив маршрутку, в которой они ехали в Сенаки. Именно там, возле рынка, женщина должна была кинуть взрывное устройство в мусорный бак.
Она вспоминает, что Абесалома сразу пригнули головой к земле и приказали лечь, а ее саму схватили за шею. "Я еще испугалась, что эта штука взорвется. Я же знала, что там нитка есть, и говорю, чтобы ее не зацепили. Страшно было. Сама не знала, взорвется или не взорвется", - сказала она.
По словам Тамилы Бения, бомбу ей дали "русские войска". Она подтвердила, что люди, говорившие с ней, представились как Игорь Власов и Сергей Кузьмин. На них была военная форма. Женщина говорит, что и раньше знала их, но только в лицо - когда была хозяйкой грузинской столовой в Гали, "где стоят российские контрактники". Эти двое, как она вспоминает, часто заходили к ней поесть, как и другие военные.
Согласно рассказу, Власов и Кузьмин связались с ней через ее знакомого, Вальмира Бутбу. Про него она сказала: "Он был начальник спецназа в Гали, контролировал все (во время грузинско-абхазской войны). Потом он сам расформировал свою группу, а сам он по званию полковник. Теперь он нигде не работает".
У этого человека Бения работала после столовой. Она говорит, что доила коров и готовила сыр у него на ферме. Там же работал пастухом Абесалом Чхатия, но когда она пошла работать к Бутбе, его уже не было - он сидел дома из-за больных ног.
Бутба, по ее словам, сказал ей: "Есть русские, которые хотят с тобой поговорить. По-моему, ты их тоже знаешь". О том, чего они хотели, он, как она говорит, не знал. Встречу им назначил в укромном месте, за деревьями возле речки, в 10 минутах езды от Очамчиры. Туда она добралась на такси (денег дал Бутба), а переговорщики приехали на джипе.
Как происходила вербовка
Дальше, по ее словам, было так. "Вот они вышли из машины - около машины они не разговаривали, отошли на три метра. Начали: "Как твои дела?" - ну просто по-дружески разговаривать, как будто мы давно знакомы были. Я, честно говоря, удивилась. И вот они меня затянули в разговор, а потом этот, который представился как Власов, Игорь, - он присел и взял маленькую ветку. А там, в этом месте, трава и песок. И вот он так этой веткой чертит и говорит, смотря вниз: "Ты можешь одно дело сделать?" Я говорю: "Что за дело?" Он: "Ну вот так вот, иди на грузинскую сторону, у нас там дело есть. Если ты сможешь это дело сделать, просто без жертв. Такое дело - хотим, чтобы жертв не было".
"Ты просто положишь это дело в назначенном месте, и должна снять кольцо. Два кольца с обеих сторон. У тебя есть время, чтобы ты вернулась. Почти час. И вот если я снимаю кольца - эти кольца я должна была обратно принести и им показать, чтобы они были уверены, что я это сделала", - рассказала Тамила Бения.
За это женщине обещали от трех до пяти тысяч долларов, при этом, как она говорит, никакого давления и принуждения не было. Бомбу и деньги на дорогу - 2530 рублей - ей передали на второй и последней встрече. Устройство было в черном пакете, замотанном скотчем, более-менее большого размера, не особенно тяжелое. Тогда она сказала переговорщикам, что нашла себе в качестве поддержки второго человека, которому те тоже обещали заплатить до пяти тысяч долларов.
"Ты ничего не бойся, - объясняли они. - Ты не показывай людям, что ты боишься. А мы твоей крышей будем. Чтобы никто не встретил, чтобы никто не спросил, что у тебя в сумке лежит". Женщина в ходе интервью несколько раз подчеркивала, что втянула в это дело "невинного" Абесалома только потому, что сама боялась, как женщина. Он, по ее словам, не имел ни малейшего отношения к готовившемуся взрыву, даже не видел устройства. По договоренности, он просто должен был сопровождать ее в дороге.
Женщина запуталась в причинах согласия - то ли бизнес-долги, то ли проблемы сына
Свое согласие устроить диверсию Тамила Бения оправдывает крупными долгами, которые за ней числятся. При этом сначала она сказала, что речь идет о долге в 46 тысяч рублей перед торговцами на рынке - якобы некоторые посетители ее столовой, "по знакомству" не платили, обещая занести деньги позже. Среди них были контрактники, которые могли наделать многотысячных долгов и уехать домой.
Затем в ходе интервью задержанная сказала, что ее основной долг - три тысячи лари залога за сына, которого осудили за "кражу 100 лари". "Только это было у меня в голове - ради него. Из-за этого я согласилась, - сообщила она. - А чтобы людей убивать, я бы не согласилась. Просто мне объявили, что жертв не будет, и я решилась на все это. Любая мать пойдет на все. Сын мой не хулиган, он ночами вставал, чтобы работать. Он в рваных кедах ходил, чтобы только дети голодные не были".
По ее словам, сын работал в Грузии паркетчиком, но ему не платили денег. Чтобы прокормить двоих маленьких детей, он собрал металл и хотел сдать вместе с другом. Друга поймали, и он указал на сына, после чего первого отпустили, а сына посадили.
Бомба могла убить любого в радиусе 10 метров. Задержанной грозит минимум 20 лет
Латынина пишет в статье, что говорила с задержанной наедине, но дает понять, что разговор прослушивался грузинским МВД. Его официальный представитель Шота Утиашвили даже не скрывал, что слышал беседу. Он сказал, что женщина получит минимум 20 лет тюрьмы: "Она же понимала, что только из-за шума ей не будут платить пять тысяч. Она же не такая дура".
Он сказал, что бомба была напичкана поражающими элементами и предназначена для того, чтобы были жертвы - это выяснилось, когда взрывотехники провели лазерное сканирование. Устройство, по их оценке, могло убить любого в радиусе 10 метров. Его вес составлял три-четыре килограмма, но точно неизвестно, поскольку ее обезвредили на месте.
Как передал департамент конституционной безопасности МВД Грузии, бомба была обезврежена "водной струей из специальной установки". Утиашвили также сказал, что Вальмир Бутба, устроивший встречу женщины с русскими военными, - боевик, один из двух посредников, вербующих гальских грузин. "Другого посредника зовут Цхадая (ранее всплывало его имя - Мухрани). Они оба были оперативниками ГРУ еще со времен афганской войны. И когда ГРУ нужны местные агенты-грузины, которые должны что-то взорвать, они выходят на них через него или через Цхадаю", - рассказал он.
"Принципы вербовки просты - деньги и шантаж. Очень часто шантажируют судьбой родственников, которые у многих на той стороне. Говорят, если вы не согласитесь, у родственников будут проблемы", - пояснил представитель МВД.
Он сказал, что именно Бутбой была завербована, в частности, так называемая "кутаисская группа" - людей, которые якобы собирались устроить взрывы в Кутаиси, поймали в марте. Цахдая же завербовал тех, кто устроил взрывы в Тбилиси осенью прошлого года, в том числе возле посольства США.
В свою очередь, глава МВД Грузии Вано Мерабишвили сообщил Латыниной по телефону, что Тамила Бения входила в ближний круг Вальмира Бутбы, что ее кафе было известно как "кафе КГБ", и что она прекрасно знала ее вербовщиков и состояла у них на связи. То, что завербовали "человека из ближайшего окружения", по его мнению, могло быть обусловлено только визитом Путина в Абхазию: "Кому-то надо было очень срочно отличиться".
"Террористическая война" между Грузией и Россией
Напомним, в различных районах Грузии в 2010 году были совершены ряд терактов. Взрывы прогремели 22 сентября в Тбилиси неподалеку от посольства США, 2 октября на железнодорожном мосту Чаладиди в Хобском районе, 21 октября на Тбилисском железнодорожном вокзале и 28 ноября на окраине грузинской столицы в районе Мухиани. Кроме того, 28 ноября был осуществлен теракт перед центральным офисом оппозиционной Лейбористской партии, жертвой которого стала случайная прохожая.
В декабре того же года МВД страны сообщило о раскрытии этой серии преступлений и задержании шести подозреваемых граждан Грузии. Тогда же ведомство обвинило Россию в том, что она заставила этих людей совершить диверсии, угрожая в противном случае убийством их родных.
В феврале нынешнего года стало известно о задержании еще троих фигурантов, в том числе Мераба Колбая, которого обвиняют в организации и исполнении терактов. По версии МВД Грузии, Колбая связан с майором российских Вооруженных сил Евгением Борисовым, который создал террористическую группу из жителей Гальского района Абхазии, этнических грузин. Считая Борисова заказчиком взрывов, Грузия объявила его, а также Мухрани Цахдая, в розыск.
В конце февраля на территории телекомпании "Имеди" в Тбилиси были найдены и обезврежены несколько взрывных устройств. В МВД заявили, что получили информацию о бомбах от одного из задержанных членов той самой группировки. В ведомстве подчеркнули, что осведомитель подтвердил наличие связей с российскими спецслужбами.
Наконец, в конце марта грузинские власти объявили о задержании группы жителей города Зугдиди, расположенного на смежной с Абхазией территории, у которых было "большое количество тротила". Они должны была взорвать в Кутаиси Дом правительства, Дом юстиции и офис лейбористской партии. Российская сторона отрицает причастность к взрывам и называет все это "провокационным шоу, срежиссированным Саакашвили".