Сможет ли Украина вернуть ядерный статус после отказа от "Будапешта"? Эксперт оценил заявления Зеленского

Владимир Зеленский заявил, что Украина последний раз инициирует консультации в рамках Будапештского меморандума

Следующим логичным шагом после выхода Украины из Будапештского меморандума должен стать выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. Но заявление президента Владимира Зеленского о возможности выхода из "Будапешта" не означает восстановления ядерного статуса нашей страны.

Все эти шаги в мире будут восприняты негативно, но это не значит, что Украина не имеет права защищать свой суверенитет и территориальную целостность. Такое мнение в эфире телеканала OBOZREVATEL высказал доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Захар Тропин (чтобы просмотреть видео, доскрольте до конца этой публикации).

В своей речи президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в четвертый и последний раз Украина инициирует консультации в рамках Будапештского меморандума. Какие могут быть последствия, если Украина откажется от него?

– Да, юридически это можно сделать. А вопрос уместности уже более политический. Здесь необходимо учитывать очень большое количество "за" и "против".

Сразу же в СМИ начали говорить о том, что Украина восстанавливает свой ядерный потенциал, что президент Украины сказал: если гарантии не будут предоставлены или консультации не пройдут, Украина начнет восстанавливать ядерное оружие. На самом деле этого не прозвучало.

Прозвучало то, что Украина не будет считать себя связанной этим пакетом договоренностей, которые предусмотрены Будапештским меморандумом.

Президент Зеленский намекнул, что мы будем считать, что мы не связаны его положениями. Но какие конкретные шаги предпримет Украина, это будет решено впоследствии, учитывая конкретную ситуацию и обстоятельства.

Захар Тропин.

В 2014 году нас не защитили от агрессии России. Экономическое давление со стороны РФ мы видим на протяжении всех лет этой гибридной войны. Может быть, мы можем двигаться в направлении создания малых альянсов безопасности?

– Совершенно верно, с 2014 года Будапештский меморандум практически не выполняется. Более того: в тексте Меморандума государства-гаранты обязались не применять силу, оружие в любом виде против Украины. В настоящее время Российская Федерация откровенно нарушила это положение. Даже не говоря об экономическом давлении.

Возможно, действительно, как заметил наш министр иностранных дел, необходимо искать какие-то пути получения гарантий в меньших форматах, чем это предусмотрено Будапештским меморандумом.

Поскольку с 2014 года он был дискредитирован – дискредитирован государством, которое давало нам эти гарантии.

Исходя из реалий, у кого мы можем потребовать гарантий? У Великобритании, у Соединенных Штатов, у Франции и Китая, которые присоединились к Меморандуму с предостережениями.

Но одно из государств, являющееся гарантом по этому Меморандуму, просто откровенно его нарушило.

Украина пока не планирует восстанавливать ядерный потенциал.

В своих воспоминаниях второй президент Леонид Кучма отметил, что в 1994 году у него было не так много политического опыта. Не совершит ли ошибку шестой президент, отказавшись от Будапештского меморандума и испортив отношения с США и Британией?

– Мне кажется, поэтому президент и не заявил, что мы окончательно считаем, что Будапештский меморандум не действует. Он осторожно намекнул, что Украина будет считать себя несвязанной его положениями.

Делая пас в сторону других игроков, чтобы посмотреть, каким будет их ответ и какие реальные гарантии смогут предоставить Украине, чтобы обеспечить нашу независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Если мы действительно начинаем восстанавливать ядерный потенциал, потерянный после 1994 года, как на нас отреагирует мир? Какие возможны последствия?

– Последствия спрогнозировать довольно тяжело, но они будут отрицательными, это понятно. Потому что одним из следующих логических шагов после отказа от Будапештского меморандума будет выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. А это очень чувствительный документ для международного сообщества.

Поэтому любые шаги Украины по выходу из этого документа будут иметь очень серьезные и вредные последствия. Так что необходимо быть очень осторожными в части прогнозирования и последующих шагов после прекращения действия Будапештского меморандума.

Действительно, чтобы мы сами не спровоцировали третью мировую. Но если Совет федерации РФ и Госдума разрешит использование армии вне РФ, возможно, нам следует быстро ориентироваться – отменять Будапештский меморандум, искать другой путь для себя и действовать на опережение?

– Насколько я помню, у президента РФ уже есть разрешение Госдумы на использование вооруженных сил вне РФ. Оно было предоставлено в 2014 году и не было отозвано.

Выход или невыход из Будапештского меморандума я не связывал бы с нашим правом защищать себя. У нас это право есть. В любом случае, даже при использовании всех дипломатических мер, все равно мы должны рассчитывать на себя и быть готовыми отстаивать свой суверенитет, независимость и территориальную целостность.

Президент также намекнул, что санкции нужны сегодня, а не завтра. Почему мир не реагирует?

– Тема санкций тоже довольно долго обсуждается, но президент Украины не просто намекнул – он сказал о том, что необходимы превентивные санкции против РФ. Санкции, которые были бы задействованы уже сейчас, заставили бы РФ отказаться от агрессии против Украины.

Тема санкций существенно связана с экономическими интересами государств, соответственно государства очень осторожны в их применении. Кроме того, мне кажется, есть еще и попытки не загонять РФ в угол. Крыса, загнанная в угол, начинает бросаться на всех, кто ее окружает.

Возможно, западные государства оставляют определенное пространство для маневра, чтобы еще больше не обострять ситуацию.

Та крыса уже бросается. Эскалацию на востоке мы видим несколько суток подряд. 50-60 обстрелов каждый день, и они не останавливаются.

– Возможно, учитывая это, действительно пора перейти от слов к делу, учесть предложение президента Украины и применить превентивные санкции, а не просто санкции в ответ на агрессию.