Зеленского могут лишить части полномочий: интервью с Сыроид
В Верховной Раде планируют рассмотреть проект закона, который существенно урежет полномочия президента. Речь идет о так называемых неконституционных правах гаранта — назначении силовиков, руководителей регуляторных служб и так далее.
С соответствующей идеей уже выступили некоторые народные депутаты, а главным лоббистом нового закона о президенте стала вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид. О чем конкретно идет речь, какие полномочия в Раде могут забрать у новоизбранного президента Владимира Зеленского, она рассказала OBOZREVATEL.
— Вы анонсировали законопроект о президенте Украины. Там указано, что есть 89 законов, которые предоставляют президенту неконституционные полномочия. Можете более детально разъяснить, что имеется в виду?
— Есть много законов, в том числе и экономических. Это назначение всех регуляторов — Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацкомиссия регулирования в сферах связи и информатизации и Национальная комиссия регулирования в сферах рынка финансовых услуг.
Вторая группа — законы, которые касаются сектора безопасности и обороны. Они полностью парализуют работу руководителей силовых ведомств. Например, главу Службы безопасности Украины мы назначаем в парламенте 226 голосами. Это большая легитимность, но он даже не может назначить себе заместителей, глав областных управлений. Это все делает президент.
Для чего мы выбираем главу СБУ, если он ничего сам не сможет сделать. Или, к примеру, министр обороны сегодня не является членом Кабинета министров, он подчиняется и отчитывается президенту.
— Хотя его назначала Верховная Рада.
— Да, а он де-факто не член Кабмина. Премьер-министр не может ему ничего сказать, обратиться и так далее. Глава Минобороны очень слабый, хотя эта должность не про войну, а про политику и деньги. Если все средства есть у премьера, как он сможет эффективно делать свою работу? Ему приходится каждый раз отдельно взаимодействовать с премьером. Это абсурд. Нынешняя модель делает министра обороны самым слабым со всех.
Третья группа — законы по сферам. К примеру, закон о мелиорации. Ее должны делать в том числе на основе указов президента. Это еще с президентства Леонида Кучмы все тянется, когда люди считали, что без него дышать даже нельзя. Это годами никто не нормировал, поэтому все только накапливалось. И мы сейчас решили помочь избранному президенту и дать возможность начать работу с чистого листа, почистить ему карму.
— То есть это будет чистая парламентско-президентская республика с четко выписанными в новом законе полномочиями президента на основе Конституции?
— Парламентско-президентская республика работает не только тогда, когда есть парламент и президент. Эта форма правления определяется из понимания, кто формирует исполнительную власть. Если правительство формируется парламентом — то соответственно это парламентская форма. Если парламент и президент — это парламентско-президентская. У нас же часть исполнительной власти формирует Верховная Рада, а часть — президент.
Из-за того, что мы вышли из колониального прошлого, мы подсознательно мифологизируем...
— Президента?
— Человека, который избирается на должность главы государства. Независимо от того, кто этот человек. Я наблюдаю такие метаморфозы, когда депутаты, еще неделю назад критиковавшие новоизбранного президента, сегодня боятся принять закон. А вдруг он сделает что-то мегагениальное неконституционным способом?
Ничего хорошего нельзя сделать неконституционным способом.
— Был ли диалог с Зеленским или его командой по этому проекту закона?
— Мы договорились встретиться. Пока только с его юристами и командой, чтобы обсудить идею.
— Вы бы подали законопроект независимо от того, кто победил бы на выборах?
— Этот законопроект я впервые придумала в 2003 году, еще когда президентом был Леонид Кучма.Тогда заявила, что нужно ограничить его полномочия согласно Конституции. Меня считали в тот момент богохульником. Бога же нельзя сделать ответственным за что-то. С каждым следующим президентом мы возвращались к этой истории.
Владимир Зеленский
Последний раз говорила об этом с президентом Петром Порошенко в 2015 году. Предложила ему принять закон, чтобы он был успешным. Он тогда все начал отрицать и заявил, что сам знает, как и что делать. Как закончилась история его самоуправства — мы все знаем.
Сегодня же предлагаю еще одному президенту стать участником этой истории, стать сильнее.
— А у ваших коллег есть понимание ситуации? Проголосуют ли?
— Позитивом есть то, что Верховная Рада созрела и готова привести полномочия президента в конституционные рамки. Сейчас президент — один игрок на поле, причем с мячом. Другие же должны стоять у ворот. Люди это понимают, они всегда в реактивной позиции, ибо политика не развивается и государство тоже. Депутаты готовы об этом говорить, но многие смотрят на позицию избранного главы государства.
— Если он поддержит и скажет “я за” — нардепы проголосуют?
— Не знаю, но это будет сильным ходом. Считаю, что не принять такой закон в парламенте — было бы невозможно.
Зеленского могут лишить части полномочий: интервью с Сыроид
Общаюсь с людьми по этому поводу и многие говорят, мол, этот созыв парламента не сможет ничего принять. И люди снова-таки уповают на ангелов, которые придут после следующих выборов. На самом же деле это будут такие же люди — 70% точно. И они будут с такими же качествами. Не нужно думать, что все будущие нардепы от партии “Слуга народа” будут самыми честными. Реальность и опыт показывают совсем другое.
Сейчас люди проклинают действующих депутатов, но они-то их и выбрали. И выберут на следующих выборах. Поэтому нужно не уповать на ангелов, а работать ответственно.
— Так понимаю, после этого проекта пойдет голосование отдельно по закону об импичменте?
— В этом законопроекте прописан отдельный раздел об импичменте президенту. После его голосования все нормы войдут в законодательство автоматически.