УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тимошенко и ложная тревога

Тимошенко и ложная тревога

У всех на памяти «налет» СБУ на офис «Батькивщины» на Туровской, о котором говорили на прошлой неделе. Общество столкнулось в этом случае с тем, что Юлия Тимошенко стала применять новые пиар-технологии – кричать о давлении и репрессиях со стороны власти, которых и в помине не было. К чему может привести новая тактика «Батькивщины», и попытались поразмышлять украинские политологи.

«Тимошенко старательно культивирует образ жертвы и портит имидж власти на мировой арене»

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

В данной ситуации речь идет о простейшей, как и все применяемые Юлией Владимировной, технологии. Во-первых, перед Тимошенко стоит задача - все время поддерживать образ жертвы внутри страны. Я не могу сказать, что это приводит её к большому успеху, но она, как и ее политтехнологи считает, что образ жертвы приносит ей какие-то дивиденды. Легенда о жертве, насколько я понимаю, родилась во время ее первой посадки еще при Кучме. Тогда Леонид Данилович дал слабину, выпустив Юлию Владимировну, но через какое-то время она стала премьер-министром при президенте Ющенко. Тогда и родилась легенда, что Тимошенко из тюрьмы выходит прямо в президенты.

В эту легенду верит сама Тимошенко, верит ее окружение, возможно даже верят представители ныне действующей власти, но, на самом деле, - это легенда. Просто Тимошенко старательно культивирует образ жертвы. Она его культивировала и при Ющенко, рассказывая, как ей все мешают. С одной стороны грызет оппозиция, с другой – Виктор Андреевич. И так далее, и тому подобное. Она боролась со всеми – разве что не боролась с мировым капитализмом. Просто, видно, руки не дошли.

Вторая проблема более для неё актуальная и, наверное, более объективная – попытка испортить имидж действующей власти на мировой арене. Ни для кого не секрет, что когда Янукович пришел к власти, все окружающие Украину страны, близкие и далекие, вздохнули с облегчением, потому что им не надо было больше иметь дело с совершенно неадекватным Виктором Андреевичем и все время воюющей с ним Юлией Владимировной. Просто невозможно было разобраться, что происходит в украинской власти – с кем она дружит, с кем она враждует – со стороны складывалось такое впечатление, что страну не сегодня, так завтра разорвет, как говорил Балу в незабвенной повести «Маугли», "на тысячу маленьких медведей". Поэтому когда Янукович пришел к власти, к нему изначально было хорошее, доброе отношение всего международного сообщества, в первую очередь стран Запада, на которые всегда делали ставку оранжевые. После пяти лет оранжистского правления Янукович был для Запада более желательным, чем вся вместе взятая оранжевая банда.

Юлия Владимировна прекрасно понимает, что оппозиция без поддержки Запада прийти к власти в Украине не может. Даже если случится чудо, и произойдет какая-то революция, то у Симоненко и Тягнибока шансов прийти к власти значительно больше. А вот если Запад будет поддерживать Тимошенко, тогда, безусловно, шансы есть у неё. Поэтому для того, чтобы получить поддержку Запада, нужно скомпрометировать действующую власть в глазах того же Запада и лишить ее хорошего отношения со стороны западных государств, поэтому и надо идти по тому пути, по которому идет Юлия Владимировна – кричать, что на Украине уничтожают и зажимают оппозицию, спецслужбы лично охотятся на Тимошенко. Подстрелить пока не могут, так как она уворачивается, но несколько раз уже были на грани.

Вот это две задачи, которые ставит перед собой Юлия Владимировна. Сейчас она прочитала, что Каддафи бомбил Бенгази. Думаю, что через пару недель она расскажет, что на офис «Батькивщины» на Туровской совершила налет боевая авиация украинских ВВС.

«Стилистика БЮТ – драматизировать ситуацию, насыщать ее разными красками, то слишком яркими, то слишком черными»

Владимир Фесенко, директор политологического Центра «Пента»

Во-первых, я отмечу, что и сама Тимошенко и бютовские технологи склонны к раздуванию, скажем так, пиарных пузырей, склонны к преувеличительной риторике. Сейчас мы вот обсуждаем этот год президентства. Президентство Януковича – это далеко не диктатура. Есть авторитарные тенденции. Это, несомненно, но это не диктатура не то, что по сравнению с Белоруссией, даже по сравнению с Россией. При этом я даже не говорю про среднеазиатские страны. Но оппозиция говорит о диктатуре, о 37 годе. Это стилистика БЮТ – драматизировать ситуацию, насыщать ее разными красками, то слишком яркими, то слишком черными. Это первое. Это особенности стиля самой Юлии Владимировны и ее технологов.

Вот в этой конкретной ситуации я не исключаю, что могли бы быть какие-то следственные действия со стороны СБУ.

Они что-то там хотели. Другое дело, что БЮТ из этой ситуации, даже если там и была какая-то попытка – не берусь оценивать, что там было, и сколько людей там было, была попытка штурма «Альфы» или просто пришел следователь с уполномоченными, но из этого БЮТ сделал большую пиар-акцию, которая должна показать, что наступление на оппозицию продолжается. Я не исключаю очередной глупости со стороны либо прокуратуры, либо СБУ в следственном рвении. А давайте мы изымем серверы, наведем шороху на Туровской! То, что это привело бы к очередному большому скандалу, невыгодному президенту, это абсолютно очевидно. Думаю, на мой взгляд, тут была попытка неких следственных действий, из которых БЮТ устроил большое шоу, цель которого продемонстрировать репрессии оппозиции и очередное наступление на оппозицию.

Есть ли в этом негатив для страны? Это вопрос риторический. Негатив состоит в преувеличительной риторике, драматизации ситуации, что может привести к тому, что через некоторый период времени на это не будут обращать внимание. Это плохо для самих бютовцев. Важно не создавать такие шоу-эффекты, а заниматься реальными проблемами. Тот же БЮТ, если хочет защищать своих товарищей, которые за решеткой, должен заниматься серьезной аргументационной работой, а не просто устраивать такие шоу-скандалы.

«Из-за ложных информационных поводов, когда общество хавает это, возрастает уровень популизма»

Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ

Технология, которую применяет Тимошенко, довольно известная – держи в напряжении своих сторонников с тем, чтобы сохранять в них мобилизационные настроения. Заодно, кстати, и проверяя их мобилизационные способности, создавая заодно информационный шум. Если повода нет, то тем хуже для этого повода. В нормальном, цивилизованном государстве такие технологии, если они применяются отдельными политиками или политическими партиями, не срабатывают. Там довольно чутко реагируют СМИ и общественность на откровенную ложь, особенно, если политика поймали на этой лжи, то ему еще долго вспоминают данный факт. Многие после такого вообще перестают быть политиками. Но у нас публика имеет очень короткую память во многом благодаря позиции масс-медиа, которые с удовольствием хватают за подобне поводы, но очень редко вспоминают через несколько месяцев, увлекшись каким-то другим событием.

Вспомним, как БЮТ устами депутата Олега Ляшко озвучила информацию, что у них есть кассета с записью разговоров Андрея Клюева. Мы убедились в том, что эта была ложь. Но что, кто-то об этом вспоминал?

Таких случаев и примеров можно приводить массу. К сожалению, для наших политиков нечто подобное не имеет последствий. Уровень забрасывания ложных информационных поводов очень высок, это в крови у многих политиков и партий. К сожалению, все перенимают данную методику. Но БЮТ в этом - абсолютный чемпион.

БЮТ и Юлии Тимошенко стоит перечитать сказку про мальчика, который все время кричал: «Волк, волк!», и в решающий момент этот крик не сработал. Просто в следующий раз кто-то, действительно, придет штурмовать, а на это уже в обществе, в масс-медиа, да и сторонники слабо отреагируют. Народную мудрость и народное творчество было бы неплохо изучать сегодняшним политикам.

Самое негативное последствие подобного поведения для нашей страны и государства из-за таких вот ложных информационных поводов, когда общество, пардон, хавает это, воспринимает и не реагирует должным образом, резко возрастает уровень популизма и безответственности украинских политиков в целом, а также появление на этом фоне всевозможных Лозинских.

Также читайте материал Михаила Подоляка «О «штурмовиках» и гламурном PR-е»