Чем выгодно Юлия Тимошенко отличается от Виктора Януковича, так это умением создавать вокруг себя невероятный информационный ажиотаж, а также красиво брендировать свое имя за рубежом. Для журналистов существует принципиальная разница, когда пресс-конференцию созывает Янукович, и когда ее же созывает Тимошенко. От первого почти никогда не дождешься какой-то сенсации, громкого обвинения или яркого спича. Приблизительно в таком же духе выступает Председатель правительства КНР Ху Цзиньтао или куда более молодой премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. При этом нельзя сказать, что эпатажность и позерство для Тимошенко свойственно только в качестве оппозиционера. Куда более блестящей и эффектной Юлия Владимировна была в качестве премьер-министра. И два ее премьерских захода были куда увлекательнее и веселее для обывателя, нежели премьерства и президентство Януковича.
На внешних просторах, а если быть точнее – рынках (продаются не только товары и услуги, но и имидж политиков) Тимошенко также более заметна, нежели Янукович. В отличие от Януковича, который живет в гелиоцентрической системе мира, у Тимошенко развит исключительно геоцентризм – мир может гореть пропадом, если он не вертится вокруг нее. Другое дело, что сама по себе эпатажность на Западе, который в политическом плане является безумно консервативным, не приветствуется. За редким исключением (например, Сильвио Берлускони) любая скандальность или сенсационность в Европе означает скорый конец политической карьеры. При этом, «кончина» может прийти буквально на ровном месте – неосмотрительная расплата электронной карточкой в супермаркете или откровенное фото в социальных сетях, и тут же политическая карьера может закончиться. А то, что неадекватов не очень любят в ЕС, можно проследить на примере того же Александра Лукашенко.
Даже после его дрейфа в сторону от России, Запад полностью игнорирует белорусского президента. И речь идет не столько об анти- или пророссийской политике, и даже не в гражданских правах человека (политика Саакашвили от Лукашенко в этом плане мало чем отличается), сколько в умении лоббировать свои интересы на Западе. У Лукашенко нет таких лоббистов. К слову, у Януковича ярко выраженных лоббистов на Западе тоже нет. А вот у Тимошенко их целый арсенал, при этом он настолько огромен, что Юлия Владимировна время от времени позволяет их тасовать, а неугодных и вовсе выкидывать на голодные европейские пайки. Вот о них и поговорим.
До недавнего времени чуть ли не главным лоббистом Тимошенко в Европе была Ханна Северинсен.
Если просто набрать имя этой шведки в гугле без какой-либо привязки к ЮВТ, то мы подряд на десятки страниц увидим однотипные заголовки приблизительно такого содержания: «Северинсен обеспокоена состоянием демократии в Украине», «Северинсен встала на защиту Тимошенко», «Северинсен заступилась за Тимошенко», «Северинсен: ситуация в Украине вызывает большую обеспокоенность»… Предприимчивая европейка даже раньше отечественной эстрады сообразила, как выгодно дружить с Тимошенко, а потому фактически стала ее внештатным советником и при этом шведка оставалась содокладчиком ПАСЕ по Украине. Думаю, не нужно лишний раз объяснять, что в ее докладах Тимошенко несла исключительно «добро и демократию», ну а Янукович все остальное.
Правда, на каком-то этапе доклады Северинсен перестали восприниматься не только в Страсбурге и Брюсселе, но даже в Киеве. Однотипное лобызание патрона перестало восприниматься, Ханна перестала быть эффективной, и Тимошенко от нее избавилась. Северинсен погнали даже с киевской квартиры, которую для нее через подставных лиц (как объясняла Северинсен, «знакомая подруги») снимала Тимошенко, и теперь Ханна лишь мелко поддакивает в пользу своего бывшего украинского шефа. В Европе, к слову, у нее дела тоже пошли туго.
Другим лоббистским инструментом Тимошенко стала Европейская народная партия, в которую входят различные христианско-демократические партии со всех глубинок Евросоюза. Здесь же в качестве наблюдателя (а больше не получается) вьется и «Батькивщина». Главными лоббистами у Тимошенко здесь числятся представитель группы ЕНП в Европарламенте по внешним делам Элмар Брок
и представитель ЕНП в подкомитете Европарламента по вопросам безопасности и обороны Майкл Галер.
Если просто бегло просмотреть заявления упомянутой пары об Украине за последний год, то практически в каждом из посылов звучит имя Тимошенко. «Арест Тимошенко – это акт произвола» (и ведь не важно, что Тимошенко не арестовывали), «гонения власти на лидера оппозиции Ю. Тимошенко говорит о репрессивных мерах…», «Евросоюз с обеспокоенностью следит за политическим процессом над Тимошенко»… При этом и Галер, и Брок в своих выступлениях и интервью часто переходят на субъективную экспрессивную оценку, разбавляя свои спичи фразами вроде «я глубоко поражен» или «это просто ужасно». Если вдруг кто-то думает, что Галер и Брок бескорыстно прониклись симпатией к Юлии Владимировне, рекомендую еще раз пристальнее понаблюдать за аналогичной «любовью» от Ханны Северинсен.
Особой любовью к Тимошенко проникнуты некоторый депутаты Европарламента, представляющие Польшу. В частности, стоит выделить давнего поклонника Юлии Владимировны Павла Залевского.
Правда, с польскими лоббистами не все так прямолинейно, как с более западными «друзьями Тимошенко». Польша рассматривает Украину исключительно через призму русофобского геополитического проекта. А потому интенсивность лоббирования интересов Тимошенко в ЕС от Польши будет напрямую зависеть от степени агрессивности ЮВТ в сторону России. А учитывая, что Юлия Владимировна «девушка» непостоянная (то она вступает в НАТО, то не вступает, то она дружит с Путиным, а то его в суд зазывает, то она «за» газовые договоренности, а то «против» харьковских соглашений и т.д.), то и Польша переключилась на Тимошенко только после того, как стало понятно, что Ющенко уже неликвиден окончательно. Впрочем, Залевскому непостоянность Тимошенко, в том числе и в вопросах геополитики, не мешает любить экс-премьера регулярно и также экспрессивно, как Брок и Галер.
И ведь это далеко не окончательный список лоббистов Тимошенко в Европе. Есть еще Сюзанна Ройтова, есть Люк Волонте, есть целая плеяда американских лоббистов, на которые Тимошенко переключилась относительно недавно. Общий месседж всех этих деятелей – свобода Тимошенко и демократия в Украине суть одно и то же. Не вдаваясь в рассуждения так ли это, хочу задаться другим вопросом. А почему вся это европейская тусовка так безумно любит Тимошенко? Да, есть определенный геополитический подтекст.
Тот же Янукович (в том числе и благодаря пиар-кампании Тимошенко) воспринимается на Западе, как «пророссийский политик». При этом в Европе особо не замечают, что за какой-то год своего правления Янукович успел отказаться от многих лоббистских проектов РФ. Главное первичное восприятие. Тимошенко, напротив, на Западе воспринимается исключительно «европейским политиком». И опять же газовые договоренности Тимошенко с Путиным, которые существенно подорвали суверенитет Украины, или ее невнятная позиция по русско-грузинской войне в августе 2008 года, Западом особо не замечается.
Но есть и еще один тонкий аспект, о котором у нас не принято говорить, а в Европе это и вовсе называется словом коррупция. Я сейчас поднимаю тему личной материальной заинтересованности. Для соседней России такая форма деятельности с влиятельными европейскими политиками является само собой разумеющимся явлением. Правда, русские работают, во-первых, на более влиятельном уровне (если уж «дружить», то не с «говорящими головами», а политиками уровня Шредера или Берлускони, т.е., такими людьми, которые самостоятельно способны принимать конкретные решения) А во-вторых, русские «покупают» (беру специально в кавычки) своих лоббистов более тонко. Например, включением во всевозможные совместные проекты на уровне директоров, миноритариев и т.д. У Тимошенко подход более топорный, почти конвертный, присущий как раз всей нашей внутренней политической кухне.
Отсюда и неумелое лобызание некоторых европейских парламентариев (фамилии их я уже назвал выше) имени Тимошенко. В подавляющем своем большинстве на Западе политики не умеют брать взятки. У них не покупаются места в списках, не отрабатываются министерские и ведомственные должности, не пилятся бюджетные деньги. Более того, как бы смешно это не звучало, но у них принято жить исключительно на трудовые доходы. А потому, если в очередной раз Павел Залевский или Майкл Галер выразят искреннюю озабоченность судьбой Тимошенко, было бы не плохо проверить совместимость их денежных расходов с задекларированными доходами. В отличие от Украины, на Западе это вполне доступное мероприятие.