Блог | Самое важное слово не "aspiration", или Когда Украина станет членом НАТО
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Вначале было слово. И слово это было "aspirations". Проявилось оно на официальном сайте НАТО и тут же с подачи наших политиков стало сенсацией в медиа-пространстве.
Речь в сообщении Альянса шла о том, что "На данный момент четыре страны-партнера задекларировали свое стремление (aspirations) к членству в НАТО: Босния и Герцеговина, Грузия, бывшая югославская республика Македония, а также Украина". Почему эта информация вдруг стала преподноситься как сенсационная? Ведь мы давно, причем устами первых руководителей страны, декларируем этот путь, а с 2014 года ведем последовательный диалог в этом направлении.
Читайте: Украина получила статус "аспиранта" в НАТО: что это для нас значит
Сайт Альянса объясняет, что такое "страна-аспирант" (Aspirant country): "Страны, которые задекларировали интерес в присоединении к Альянсу, сначала получают приглашение присоединиться к Интенсифицированному диалогу с НАТО по их стремлению к членству и связанным с этим реформам". Вся разница в том, что ранее на сайте утверждалось, что Украина "не имеет формальных устремлений к членству". То есть, сейчас Альянс по сути сказал нам то, что мы уже и так знаем – мы стремимся стать членами НАТО! Это само себе неплохо. Но делать из этого сенсацию и говорить о том, что мы уже "одной ногой" в НАТО я бы не стал. И вот почему.
Читайте: "Аспирант" Альянса: в НАТО рассказали о политике в отношении Украины
Существует как минимум три серьезных фактора, которые делают наш путь в Североатлантический Альянс долгим и непростым (но пройти его все равно придется!). Первый, это ситуация на Востоке страны, пока продолжаются боевые действия (в любой фазе), о членстве в НАТО можно забыть. Ибо это означало бы для организации открытый вооруженный конфликт с Россией. Также не решен и вопрос с возвратом Крыма. С вооруженными конфликтами путь в НАТО заказан.
Второй фактор: нежелание отдельных стран-членов принимать Украину в Альянс. На сегодня активное противодействие нам оказывает Венгрия (называя как причину не устраивающий ее новый Закон об образовании). Надо понимать, что число таких стран со временем потенциально может увеличиваться, а причиной "торможения" может избираться практически любая, даже политическая обстановка с учетом настроения избирателей внутри этих стран. Еще один яркий пример, это конфликт с Польшей с принятием "антибандеровского" закона. Приход к власти в Италии политсил, симпатизирующих Кремлю, также теоретически может добавить проблем в этом вопросе.
Читайте: Вступление Украины в НАТО: журналист дал прогноз
Но, пожалуй, самым весомым аргументом, который влияет на наше продвижение в НАТО, можно считать третий. Речь о реформах, причем, не только в оборонном секторе, а по целому ряду ключевых направлений, и в экономике, и в законодательстве, и в борьбе с коррупцией. Именно про реформы настойчиво говорят нам на всех уровнях западные доноры, МВФ, Евросоюз и представители НАТО. И это же слово стоит рядом в объяснении что такое "страна-аспирант" на сайте Альянса. Только структурные базовые и необратимые изменения могут убедить Запад в том, что Украина имеет право стоять рядом.
А информацию, появившуюся на сайте НАТО, нужно воспринимать одновременно и как поощрительный сигнал, и как своего рода наставление ("ваши стремления понятны, но продолжайте работать над собой"). Так что, пожалуй, самым важным словом для нас являются "реформы", а не "aspirations".
Тем более, что свежий комментарий НАТО (после шумихи в украинских СМИ) ясности тоже не внес. Там заявили, что признание евроатлантических стремлений Украины на сайте Альянса не означает изменения политики блока, а лишь отражает реальность. Вот и думайте теперь, что это значит…