Режим президента России Владимира Путина полон решимости использовать существующие слабости, одновременно разжигая и создавая кризисы на нескольких фронтах. Грузия является единственным надежным союзником Запада на Южном Кавказе, и РФ хочет умерить западные рычаги влияния.
Хотя многие эксперты склонны рассматривать Россию как слабеющее государство, Кремль доказывает, что он может создавать длительные проблемы не только в таких регионах, как Грузия и Украина, но и на границах Европейского Союза. Об этом пишет эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне Натия Сескурия в колонке авторитетного американского журнала Foreign Policy.
Несмотря на то, что Кремль все больше полагается на гибридные инструменты, которые нацелены на подрыв установленного порядка, европейские страны разделены на два лагеря: те, которые все еще выступают за политику умиротворения, например, Германия, и другие, такие как страны Балтии, требующие более жесткий ответ на российские угрозы.
Отмечается, что кремлевский сценарий опирается на существующие уязвимости, чтобы добиться стратегических успехов и бросить вызов единству Запада. Противоречивые взгляды союзников по НАТО относительно предоставления Украине некоторых гарантий безопасности, таких как дорожная карта по вступлению в альянс, дают Москве время для мобилизации своих сил и проверки почвы для дальнейших военных провокаций. Отсутствие твердого ответа со стороны Запада - это победа российских пропагандистских усилий, направленных на раздробление стран ЕС и привлечение внимания к снижению глобального влияния США после хаотичного ухода из Афганистана.
Журналисты подчеркивают, что текущая ситуация показывает, что Запад не усвоил уроки августовской войны 2008 года в Грузии. Отсутствие реакции на российское наступление, которое привело к оккупации 20 процентов территории Грузии, еще больше воодушевило Кремль на продолжение агрессии против Украины и аннексию Крыма шесть лет спустя. Эта политика умиротворения воспринимается в Москве как крайняя демонстрация слабости.
Недавно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предупредил Москву, что она заплатит высокую цену в случае применения силы против Украины. По словам советника США по национальной безопасности Джейка Салливана, во время видеозвонка президента США Джо Байдена с Путиным во вторник Байден дал понять, что Вашингтон готов сегодня сделать то, чего он не делал в 2014 году во время аннексии Крыма Россией.
"Тем не менее, когда дело доходит до сдерживания России, слова не имеют особого значения, если за ними не следуют действия", - говорится в материале издания.
Кроме Украины, до сих пор на повестке дня Кремля находится Южный Кавказ, а Грузия является "единственным надежным союзником Запада" в этом регионе, и Россия хочет умерить западные рычаги влияния.
Продолжающаяся внутриполитическая нестабильность и поляризация Грузии, дают Путину возможность усиления влияния России. Кроме того, после второй войны в Нагорном Карабахе в 2020 году Москва значительно увеличила свое военное присутствие в регионе, и теперь российские войска находятся на территории всех трех государств Южного Кавказа.
Под предлогом активизации экономического сотрудничества Россия стремится утвердиться в качестве доминирующей державы и, таким образом, изолировать Грузию от Запада. Потенциально это позволит Москве легитимизировать так называемую независимость оккупированных территорий Грузии.
Кроме того, нынешняя политическая нестабильность в Грузии создает благоприятную почву для Кремля для дальнейшей поляризации грузинского общества и представления страны Западу как несостоявшегося государства.
Сохраняющаяся политическая напряженность в последнее время еще больше обострилась в связи с возвращением в страну бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили, который был заочно признан виновным по двум делам и по возвращении был заключен в тюрьму. Примечательно, что ранее сам Саакашвили назвал свое заключение "местью Путина".
Неспособность правительства и оппозиции найти консенсус в сочетании с бесконечными уличными протестами усилили напряженность в грузинском обществе. Тем временем местные пророссийские силы открыто продвигают насилие, язык вражды и более тесные связи с Россией, что представляет собой хороший обзор многомерного подхода Кремля в его стремлении отвернуть Тбилиси от Запада.
Напомним, Россия продолжает стягивать артиллерию к линии столкновения на Донбассе. В частности, подразделения противника усиливаются дополнительными 122-мм самоходными артиллерийскими установками, танками и боевыми машинами пехоты, что нарушает договоренности об отводе тяжелого вооружения.
В конце ноября глава Главного управления разведки МОН Кирилл Буданов сообщил, что Россия стянула более 92 тысяч своих военнослужащих к границам с Украиной и готовится совершить атаку якобы уже к концу января-началу февраля 2022 года.
Вероятно, она будет предусматривать артиллерийские и бронетанковые наступления с последующими десантными ударами, авиаудары на востоке, нападения в Мариуполе и Одессе и вторжение через Беларусь.
В РФ со своей стороны отреагировали на это интервью. В частности, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал происходящее "истерикой, которая нагнетается искусственно".
Позже американская разведка подтвердила, что Россия может совершить вторжение в Украину уже в начале следующего года. Для этого страна-агрессор может привлечь 175 тысяч военных сразу на нескольких фронтах. По данным разведки, сейчас около украинской границы в четырех местах сосредоточено 50 боевых тактических групп армии РФ.
Немецкое издание Bild написало, что Россия может напасть на Украину в январе-феврале 2022 года. Атака может происходить в три этапа, а план-максимум Кремля – это захват двух третей территории нашей страны вместе с Киевом.