В августе немецкие политики разной степени влиятельности стали активно озвучивать альтернативные идеи по разрешению российско-украинского конфликта. Их нельзя назвать принципиально новыми – схожие "компромиссные" варианты время от времени предлагали как западные, так и украинские политики, дипломаты и бизнесмены. В целом их суть сводится к необходимости временно забыть о вопросе Крыма ради деэскалации ситуации на Донбассе.
Официальная позиция и Украины, и Германии с Францией как членов "нормандского" формата неизменна. Пока подобные планы артикулировали частные лица и политики, не определяющие курс своей страны, они не вызывали особых опасений. Однако недавнее заявление немецкого министра иностранных дел Зигмара Габриэля породило сомнения. Подробнее – читайте в материале "Обозревателя".
"Герметизация" Крыма
В начале августа лидер Свободной демократической партии Кристиан Линднер заявил, что тему аннексии Крыма нужно временно "загерметизировать", чтобы улучшить ситуацию на других направлениях: на Донбассе и в части немецко-российских отношений.
"Герметизация" Крыма: почему в Германии хотят забыть об аннексии
Политик не "благословил" аннексию Крыма, однако предложил выработать предложения, которые позволили бы Путину изменить курс "без потери лица".
Читайте:
СМИ в Германии о "крымских" заявлениях лидера немецких либералов
Позиция Линднера противоречит программе его же партии. Свободные демократы выражали однозначную поддержку территориальной целостности Украины. Политика раскритиковали христианские демократы и "зеленые". И все же слова Линднера получили неожиданно большую поддержку в немецком истеблишменте и предсказуемое одобрение в бизнес-кругах. Например, благосклонно к этой идее отнеслись уполномоченный МИД, отвечающий за восточный вектор взаимодействия, Гернот Эрлер. Одобрили "герметизацию" Крыма и "левые", в чем, собственно, нет ровным счетом ничего удивительного.
"Наглый эгоизм или примитивность мышления? Что происходит с немецкими политиками? Это риторический вопрос. Некоторые политики в Германии хотят получить спокойствие за наш счет. Думаю, не выйдет. Мы уже не те, кем можно помыкать, и кому можно продавать воздух", – отметил в беседе с "Обозревателем" экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Читайте:
"Герметизация" Крыма: Тука указал на ключевой нюанс предложения Германии
Даже если свободные демократы скорректируют свою программу в соответствии с позицией Линднера, эта партия не будет определять официальный курс Берлина, хотя, возможно, сможет влиять – у СДП есть все шансы войти в будущую коалицию. Как бы там ни было, правительство быстро отреагировало на слова Линднера, подчеркнув, что о смягчении позиции Германии относительно Крыма не может быть и речи.
"Отношение федерального правительства по этому вопросу не изменилось и оно, как и всего ЕС в целом, абсолютно понятно и однозначно. Эта российская аннексия украинского Крыма рассматривается как нарушение международного права, которое поставило под вопрос безопасность в Европе", – сказала представитель немецкого Кабмина Ульрике Деммер.
Две хорошие новости
Казалось бы, после реакции Деммер вопрос должен быть исчерпан: Линднер высказал частное мнение, его поддержали традиционные сторонники "дружбы" между Россией и Германией, но не более. Однако внутринемецкая дискуссия не утихла, получив новое дыхание в связи с заявлением министра иностранных дел Зигмара Габриэля. Он, конечно, раскритиковал Линднера за стремление попасть в заголовки СМИ (хотя за месяц до выборов это более чем естественно), но, по сути, также призвал временно закрыть глаза на аннексию.
Читайте:
"Это нам решать!" Ислямов отчитал главу МИД Германии за скандальный призыв о Крыме
"Нам не нужны дебаты по Крыму. Нам нужно думать о том, как достичь перемирия на востоке Украины", – сказал Габриэль.
"Герметизация" Крыма: почему в Германии хотят забыть об аннексии
Слова главы МИД снова обнажили отсутствие единой позиции относительно российско-украинского конфликта даже в правительстве Германии, не говоря уже о парламенте. Социал-демократы, представителем которых является Габриэль, являются верными приверженцами так называемой realpolitic. Их риторика относительно России всегда была куда мягче, чем у партии Меркель – Христианско-демократического союза.
Да и сам Габриэль показал себя как сторонник метода пряника по отношению к Москве. "Мы все знаем из опыта, что длительная изоляция ничего не дает. В итоге поможет только диалог (с Россией. – Ред.)" – сказал политик в мае 2016 года, еще до вступления в должность министра. Чуть раньше, в 2015 году, Габриэль оказался в эпицентре скандала, попросив автограф у Владимира Путина для своей жены. Это лишь несколько примеров из длинного списка эпизодов, которые демонстрируют, мягко говоря, специфическое отношение главы немецкого МИД к России.
Читайте:
Германия призвала не пытаться запугивать Россию за Крым и Донбасс
И все же, как для министра иностранных дел, заявление Габриэля – неслыханное, пусть оно и было брошено им между прочим – во время интервью. Его предшественник, а ныне президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер – тоже социал-демократ и сторонник диалога с Россией. Но подобного рода предложения он ни разу не выдвигал. Напротив – несколько месяцев назад политик подчеркнул, что забывать о Крыме недопустимо.
В свете этого для Украины есть две хорошие новости. Во-первых, кандидатом в канцлеры от социал-демократов является Мартин Шульц, а не Зигмар Габриэль, хотя не так давно его считали ведущим претендентом на выдвижение. Во-вторых, судя по опросам, социал-демократам не видать кресла канцлера. Ангела Меркель серьезно укрепила позиции. Если не произойдет серьезного политического землетрясения, она, судя по всему, в четвертый раз займет руководящий пост.